К американской мечте на пуантах: как украинка навсегда изменила балет в США и мире
Еще одна история о талантливой украинке, покорившей Америку. Варвара (Барбара) Каринская - обладательница премии «Оскар», подруга и муза гениального балетмейстера Джорджа Баланчина. Как все начиналась.
Фото: Shutterstock
Родилась Варя в семье одного из богатейших предпринимателей Харькова (сейчас Украина) в 1886 году. Третий ребенок из 10, старшая дочь, она с детства увлекалась шитьем и вышиванием. После второго замужества (первый муж умер от тифа в 1909 году) перебралась в Москву, где у себя в квартире принимала интеллигентную публику после театральных или балетных спектаклей.
В этот период она начала выставлять свои работы в области балетного костюма в московской галереи. В последствии в Москве она открыла модельное ателье по пошиву одежды и шляпок haute-couture, антикварную лавку и школу вышивания, которую советская власть вскоре национализировала.
В неспокойное послереволюционное время Каринской удалось сбежать за границу - под видом организации выставки работ ее учеников в странах Европы. За долгие годы Варвара Андреевна собрала уникальную коллекцию старинной церковной вышивки XII-XIII вв., а также дворянской вышивки - от Екатерининской до Александровской эпох, которые этнограф смогла спасти от уничтожения, окантовав шедевры в рамы и прикрыв сверху ученическими вышивками на темы культа пролитариата и советского государства.
Во время короткого проживания в Париже судьба подарила Каринской знакомство с интересными коллегами, известными представителями тогдашней богемы. Как дизайнер театрального костюма, Варвара Андреевна работала по эскизам Анри Матисса, Клода Берара, Андре Дерена, Жоан Миро и др. Сотрудничала она даже с Сальвадором Дали и Марком Шагалом.
Фото: Shutterstock
В Англии мастер открыла ателье по производству театрального костюма, которое мгновенно стало популярным. Европу начинало трясти и раскачивать, поэтому в 1939 году Варвара переехала с семьей в Нью-Йорк. Изысканный вкус, умение кроить, шить и вышивать сразу пробили дорогу этой талантливой художнице. Само собой получилось так, что она сошлась в творческом союзе с Джорджем Баланчином, хореографом грузинского происхождения, положившему начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству в целом.
Узнав, что его муза приплыла в Нью-Йорк, Джордж Баланчин немедленно разыскал модельера, тотчас выделил под мастерскую одну из комнат в своей балетной школе и возобновил творческое сотрудничество. Когда знаменитого хореографа, родоначальника американского балета Джорджа Баланчина спросили, что было наиболее необходимым для его работы, он, не задумываясь, ответил: «Kаринская!»
Фото: Shutterstock
Так Варваре Андреевне в 55 лет всё пришлось начинать с чистого листа.
Не только балетными костюмами занималась Каринская - еще и бродвейскими постановками, разными шоу, а впоследствии ее, конечно, привлек Голливуд. Награду украинскому художнику по костюмам принесла историческая драма “Жанна д’Арк” (“Joan Оf Arc”; 1948) режиссера Виктора Флеминга, главную роль в которой сыграла Ингрид Бергман. Академики оказались единодушными в решении: “Оскар” за костюмы получила Варвара Каринская.
Свое сердце мастерица отдала «Нью-Йоркскому городскому балету». Вместе с Баланчиным они творили невообразимые по тем временам произведения искусства. Он в танце, она - в костюмах. В 1950 году Каринской была создана «та самая» балетная пачка: в ней не оказалось каркаса, в отличие от классической пачки; в ней также было не двенадцать и больше слоёв шифона, как обычно, а шесть-семь. Между тем, каждый слой тюля делался чуть длиннее предыдущего. Не очень плотно прилегая друг к другу, они образовывали прелестную, пышную, мягкую юбку балерины, напоминавшую пуховку от пудры. Иногда модельер могла вышить цветок с внутренней стороны - кроме самой танцовщицы эту прелесть никто не видел, но дизайнер знала, как подобная мелочь поднимет балерине настроение.
Утонченность костюма подтвердила американская балерина и актриса Аллегра Кент: «Часто танцуя в костюмах от Барбары Каринской (“Семь смертных грехов”, “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”), я чувствовала себя рыбкой, скользящей в воде. Что уж говорить о фантастической красоте этих костюмов… Недаром Джордж Баланчин утверждал, что половину успеха его балеты обрели именно благодаря им!».
В 1962 году Барбару Карински, которой исполнилось уже 76 лет, наградили самой престижной в мировой хореографии премией фирмы Capezio, производящей танцевальную обувь.
Специальная приписка гласила: “За визуальную красоту для зрителей и полное восхищение танцоров”. Украинка, между прочим, - единственный модельер, который был удостоен такой высокой награды.
Фантазия, трудолюбие, утонченный вкус Варвары Каринской повлияли на не только на балет в США, но и на моделирование сценического костюма во всем мире.
https://anatoligreen.dreamwidth.org/3009615.html