МАРИНА ПАВЛОВНА ТАЛЛАКО.

Mar 19, 2020 20:53


ЗАМЕТКИ  МОИХ  ДРУЗЕЙ О  ЁЛОЧНЫХ  ИГРУШКАХ...

Сегодня мы хотим  рассказать вам о замечательном человеке, авторе достаточно редких наборов ёлочных игрушек, Марине Павловне Таллако.
Марина Павловна (1919-2003 гг.) была главным художником Института игрушки в г. Загорске (Сергиевом Посаде). Она занималась в основном созданием игрушек для детей, и именно ей мы обязаны  появлением двух милых и по-детски непосредственных ёлочных наборов 1960-х гг. - «Березка» и «Зима».



ансамбль "берёзка". фото юлии султановой.





СЕРИЯ "ЗИМА". ФОТО АЛЕКСЕЯ КОСЕНКОВА.



СЕРИЯ "ЗИМА". ФОТО АЛЕКСЕЯ КОСЕНКОВА.

Марина Павловна прожила нелегкую жизнь. Родилась она в 1919 г. в семье известного в то время человека. Её отец, Павел Григорьевич Таллако (1878-1931), выпускник ИИПС 1902 г., инженер путей сообщения, директор Северо-Донецкой ж.д., в годы гражданской войны по делам службы был тесно связан с Антоном Ивановичем Деникиным. Возможно, они общались не только на служебные темы. В 1919 году, когда и тому, и другому было за сорок, каждый из них впервые стал отцом. Оба, наверное, ждали мальчиков, но у обоих родились дочери: Марина Деникина родилась в феврале, Марина Таллако - в апреле. Что это, случайное совпадение, или будущие отцы обсуждали имена, советовались - не знаю. Известно только, что в 1920-м Деникин звал Таллако уехать с собой. Павел Григорьевич отказался. Для него самого, да и для всей семьи это решение стало трагическим...

Мать Марины Таллако звали Валентина Викторовна (урождённая Ящуржинская). Училась в Сорбонне. Пятеро детей - Елена, Екатерина, Наталья, Павел и Марина. Причём четверо из них - не родные Павлу Григорьевичу. Первый муж Валентины Викторовны - Пешель. Павел Таллако удочерил и усыновил ребятишек своей жены. А пятый ребёнок - общий: Марина.
Отец Марины Павловны в первые годы Советской власти занимал ответственные должности по руководству ж.д. перевозками , в середине 20-х семья поселилась в Москве. Казалось, жизнь налаживается! Но 2 февраля 1930 г. был выдан ордер на обыск его квартиры, и мерой пресечения в отношении видного железнодорожника избрали содержание под стражей в Бутырской тюрьме...
Оторопь берёт при знакомстве с бумагами чекистов! Павел Григорьевич, какая бы политическая погода ни стояла на дворе, был верен прежде всего делу, отдавая все свои силы и знания работе . А тут обвинение - в июне 1919-го находился в Харькове, и не бросил работу, когда город захватили деникинцы...
3 июня 1930 года предварительное следствие было закончено. Прошло ещё несколько месяцев, мучительных, тяжких, когда никакой весточки о семье, да и сам не можешь слово передать родным - и вот оно, смертельное пламя из пасти дракона. 18 марта 1931 г. по постановлению коллегии ОГПУ, на основании статьи 58 УК РСФСР назначена высшая мера наказания - расстрел. Приговор был приведён в исполнение через неделю.

30 марта 1989 г. Павел Григорьевич Таллако был полностью реабилитирован. А через два года, 5 июня, газета «Вечерняя Москва» опубликовала список жертв сталинских репрессий, тайно захороненных на Ваганьковском кладбище в начале 30-х гг. Есть в этом списке и фамилия бывшего руководителя ЮВЖД (из публикации газеты «Вперед»). Только из газетного сообщения о реабилитации родные узнали о судьбе Павла Григорьевича...
...«Дед жил с семьёй на улице Солянка, 1, квартира 189. После того, как его арестовали сталинские опричники в начале 1930 года, близким пришлось оставить благоустроенное жильё. Остановились под Москвой, в Пушкино (по совету знакомых). Боялись, что ребяток отправят в детдом, а их мать - в лагерь. Но Бог миловал - дети выросли, а Валентина Викторовна тихо окончила свои дни в 1946 году» - вспоминает сын Марины Павловны Андрей Яковлев... «Из пятикомнатной квартиры на Солянке Марина с мамой попала в подмосковный поселок, в комнатку безо всяких удобств в деревянном доме. Из хорошей московской школы - в сельскую. И это далеко не самое худшее, что могло бы случиться, но как было объяснить это десятилетней Марине? Одаренной девочке все-таки удалось получить образование, стать художником по игрушкам, впоследствии главным художником Института игрушки» (из сообщения модератора Генеалогического форума ВГД под ником «Nathalie» Тахтамышева Наталья Андреевна).
В 1953 г. в журнале «Огонек» №38 за сентябрь вышла статья «Злоключения Буратино», автор Галина Шергова поднимает насущные для того времени проблемы производства игрушек в СССР.









Но для нас, собирателей ёлочных украшений, эта публикация даёт возможность увидеть, наконец, на фото авторов-художников, до недавнего времени вообще нам неизвестных.



Посмотрите, две совсем ещё молодые женщины что-то увлеченно обсуждают! Павлова Ю.Н (слева) и М.П Таллако (справа) .Марина Павловна на фото выглядит успешным и реализованным человеком, она занята любимым делом и добилась признания в своей специальности. Но невольно задумываешься о том, через какие преграды ей пришлось пройти, ведь она - дочь врага народа!
И ещё... я думаю о культуре и о преемственности поколений. Чтобы создать что-то стоящее, необходимо иметь культурную базу, наработанную дедами и отцами…

Автор: Султанова Юлия.
Фото 1: Султанова Юлия.
Фото 2, 3: Косенков Алексей.
Использованы открытые источники сети Интернет.
При копировании материалов ссылка на источники и автора обязательна.

Previous post Next post
Up