ЛЕДОКОЛ "КРАСИН".

Feb 18, 2020 22:08


ЗАМЕТКИ  МОИХ  ДРУЗЕЙ О  ЁЛОЧНЫХ  ИГРУШКАХ...

Мы много писали о том, что особенностью елочных игрушек СССР было отражение исторических вех, событий и побед молодой советской страны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что оказывается, и за простеньким шариком с корабликом стоит интереснейшая история легендарного ледокола, судна, которое за свою долгую жизнь пережило многое .Судьба у корабля практически человеческая - работа ,победы и поражения, даже эмиграция и , казалось бы, гибель, потом возвращение на Родину и долгая служба своей родной стране.



Ледокол "Красин" , с 1938 г Фото А.Париева





Ледокол" Красин"с 1938 г Фото Ю.Султановой



Россия начала прошлого века - обширные северные моря и громаднейшие территории северных побережий. Освоение Северного Ледовитого Океана, исторически сложившиеся торговые пути - не удивительно, что именно Россия, как никто другой нуждалась в ледокольном флоте Севера.
В начале века у России был лишь один ледокол "Ермак" - по тем временам равного ему не было по размерам и мощности. Но уже с 1911 года остро встал вопрос о необходимости второго судна. События начала века не давали возможности выделений огромных средств на покупку второго корабля и осуществлена она была только в 1916 году.Новый корабль был заказан там же, где и Ермак -в Ньюкасле (Англия). Новый корабль был назван "СВЯТОГОР", имел три винта , мощность 10 тысяч лошадиных сил и водоизмещение более 10 тысяч тонн и начал он свою службу в порту Архангельска.
События в стране не могли не коснуться судьбы корабля - во время интервенции , чтобы преградить путь в Архангельск, новой властью было принято решение о затоплении корабля в устье Северной Двины. Жертва оказалось напрасной, корабль англичане обошли , да и быстренько подняли недотопленный толком ледокол и увели в свой порт.
В дальнейшем уже по просьбе России "Святогор" в ноябре 1919 г участвовал в спасении экипажа затертого во льдах ледокольного парохода "Соловей Будимирович".
Лишь в 1921 г был подписан торговый договор с англичанами. Это была дипломатическая победа Леонида Красина, который смог так же поднять и довести до завершения вопрос о возврате ледокола "Святогор". Хоть и не бесплатно, но судно было возвращено России и после смерти Красина, в 1926 г, было переименовано в паять о советском дипломате.



Уже под новым именем в 1928 г "Красин" пробился сквозь льды и спас терпящий бедствие экипаж дирижабля "Италия", состоящий из 10 выживших после катастрофы, включая создателя дирижабля - Умберто Нобиле. О корабле узнал весь мир!



Во время Великой Отечественной войны ледокол " Красин" , став военным кораблем, проводил конвои по северному морскому пути с необходимыми для страны грузами в тяжелейших условиях постоянных обстрелов и бомбежек.



Ледокол работал в северных морях до 70-х годов, ремонтировался, менял облик, позже стал плавбазой для экспедиций по разведке месторождений нефти на северных островах. И лишь в конце 80-х "Красин" отправился на заслуженный отдых в Ленинград и стал кораблем-музеем.





Такова история "кораблика" на елочной игрушке - человеческая судьба!

Использованы материалы и фото открытых источников интернета, а также фото участников группы.

Автор  Светлана  Гаевская.

Previous post Next post
Up