Героизм бывает разный.
В том числе и спонтанный, и глупый, и неоправданный... А бывает истинный, настоящий - осознанный!
О настоящей героине хочу рассказать, отдавая дань памяти...
Её зовут Ирэна Сендлер (Irena Sendler)
Ирэна Сендлер прожила 98 лет и умерла в 2008 году. В 2006 польский президент и премьер-министр Израиля выдвигали её кандидатуру на Нобелевскую премию мира, однако премия была присуждена вице-президенту США Альберту Гору.
Как это символично для нашего времени.
Во время Второй мировой войны Ирэна получила разрешение на работу в Варшавском гетто в качестве сантехника/сварщика и медработника. У неё были на то "скрытые мотивы". Будучи немкой, она знала о планах нацистов по поводу евреев. На дне сумки для инструментов она стала выносить детей из гетто, а в задней части грузовичка у неё был мешок для детей постарше. Там же она возила собаку, которую натаскала лаять, когда немецкая охрана впускала и выпускала машину через ворота гетто. Солдаты, естественно, не хотели связываться с собакой, а её лай прикрывал звуки, которые могли издавать дети.
За время этой деятельности Ирэне удалось вынести из гетто и тем самым спасти 2500 детей. Её поймали; нацисты сломали ей ноги и руки, жестоко избили. Она чудом осталась жива.
После войны она попыталась отыскать всех возможно выживших родителей и воссоединить семьи. Но большинство из них окончило жизнь в газовых камерах. Дети, которым она помогла, были устроены в детские дома или усыновлены.
О ней теперь говорят, как о героине-католичке. Но я снова позволю себе сказать: никакая религия не может заставить или просто убедить человека свершать подвиги. Жертвенность, доброта, сердоболие - заложено в человеке, они либо есть, либо их нет.
КАК ЭТО БЫЛО:
Ирэна родилась в семье врача Станислава Кжыжановского. С детства она привыкла считать, что если человек тонет, то надо подать ему руку. Так было заведено в их семье. Перед войной Ирэна изучала полонистику в университете и помогала безработным. Она вышла замуж по любви, за своего университетского друга Мечислава Сендлера и была абсолютно счастлива. Война все перечеркнула. Стена, возведенная между еврейским гетто и Варшавой, стала стеной между Добром и Злом. В Варшавском гетто были заперты около 590 тысяч евреев, детей и взрослых. Условия их проживания были чудовищны. С марта 1943 года в газовые камеры концлагеря Треблинка из Варшавского гетто каждый день уходили переполненные поезда. За пять месяцев там были уничтожены триста тысяч человек.
Ликвидация гетто продолжалась целый год. В Варшаве оставляли только подростков и молодых людей, работающих на военных заводах. Для уничтожения евреев у фашистов были два надежных соратника - тиф и голод. Тысячи людей в гетто умирали от голода и болезней. В то время Ирэна Сендлер уже стала медработником и вместе с десятком добровольцев ежедневно входила в гетто, чтобы обследовать и лечить тифозников.
Эпидемии тифа фашисты боялись как огня. При малейшем подозрении больных тут же расстреливали. В похоронных командах работали только евреи. Ирэна использовала страх фашистов перед эпидемией и нашла четыре дороги, выводящие детей из ада. Самым верным ее помощником был водитель санитарного автобуса Антонин Домбровский. Медсестры-волонтерки давали малышам небольшую дозу снотворного и вместе с трупами вывозили их в город. Был также знаменитый трамвай номер четыре, "трамвай жизни", как его еще называли, курсировавший по всей Варшаве и делавший остановки в гетто. Медсестры прятали малышей в картонные коробки под его сидениями и заслоняли своими телами. А еще детей вывозили из гетто в мусорных мешках и в тюках с отбросами и окровавленными бинтами, предназначенных для городских помоек. Именно так, в корзине с мусором, вывезла Ирэна из гетто свою приемную шестимесячную дочь Эльжбету Физовскую. Трагический парадокс: вырвать ребенка из гетто порой было легче, чем сохранить ему жизнь на свободе.
Сендлер была не только добрым ангелом-спасителем, но и хладнокровным организатором проекта. Только она знала подлинные имена спасенных ею детей, их старые и новые фамилии. Главным правилом Сендлер было тут же дать малышам новые метрики.
Уже в глубокой старости Ирэна Сендлер рассказывала, что эти списки были для нее дороже жизни. Исчезни Сендлер - и маленькая Хелена Рубинштейн навсегда бы осталась Басей Новацкой... Имена спасенных детей Ирэна записывала на узкие длинные полоски, складывала в бутылки и закапывала в саду у своей связной на улице Лекарской. И ни один человек в мире не знал, где она эти списки хранит. Устраивать на воле детей помогал Союз помощи евреям "Жегота", взявший в течение 1943 года на свое содержание четыре тысячи взрослых и две с половиной тысячи детей. Малышей прятали в самых неожиданных местах. Одним из тайников стал варшавский зоопарк, где актер Александер Зельверович и альпинист Войчех Жулавский спрятали сорок ребятишек. Подлинными героинями были польские католические монахини. Помогая Сендлер, сестры из "Семьи Марии" спасли 500 еврейских детей и поплатились за это собственными жизнями: в 1944 году на варшавском кладбище Повонзки фашисты облили бензином и сожгли живьем восемь монахинь.
Гестаповцы забрали Сендлер в день ее именин. Дома осталась маленькая дочка. Ирэна ждала второго ребенка и поэтому боялась пыток. Но больше всего она боялась смерти, потому что вместе с ней могли погибнуть списки с фамилиями еврейских детей. Три месяца в зловещей тюрьме "Павиак" прошли в бесконечных допросах. Однажды следователь молча положил перед ней кипу доносов. Авторами оказались ее добрые знакомые, милые польские интеллигенты. Она признавалась, что это было одно из самых страшных мгновений ее жизни.
В конце февраля 1944 года Ирэну вместе с другими смертниками отправили в гестапо на улицу Шуха. За несколько часов до расстрела немецкий солдат вызвал Сендлер к следователю на допрос. Но допроса не было. Солдат вытолкнул ее на улицу и крикнул: "Беги!" Ирэна быстро смешалась с толпой и уже через час стучалась в дом подруги, жившей на другом конце Варшавы. На следующий день Сендлер нашла свое имя в списках расстрелянных. Больше ее не искали - молитвы спасенных детей хранили свою избавительницу. (
c)
Click to view