Люди и Память (4) Борис Королёв

Apr 30, 2013 16:47

Это четвёртый мой пост о людях, упокоенных на Новодевичьем кладбище Москвы и посвящён он удивительному, выдающемуся скульптору, человеку смелому и вне всяких сомнений, опережавшему время в котором жил.

Королёв Борис Данилович (1884/1885-1963) - советский скульптор-монументалист, педагог и общественный деятель, стоявший у истоков формирования советской скульптурной школы. Один из главных организаторов деятельности по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды. В своем творчестве сочетал реалистический метод с элементами импрессионизма и кубизма.



Интересный факт: именно его памятник М. А. Бакунину (1919) стал первым в советском искусстве произведением, уничтоженным по формально-стилистическим соображениям. Обладавшая всеми достоинствами монумента, железобетонная 8-метровая фигура Бакунина была единственным в Москве памятником в духе кубофутуризма.
[О скульпторе и некоторые его работы - >>>>>>>]Но мы можем увидеть этот памятник в эскизе, выполненном скульптором:


Биографию скульптора можно прочитать тут и тут

Интересно:
"В 1917 стал одним из организаторов Московского профессионального союза скульпторов-художников, затем приняв участие в реализации плана «монументальной пропаганды» и в качестве администратора.
Возглавлял Комиссию скульптурно-архитектурного (позднее живописно-скульптурно-архитектурного) синтеза (Синскульптарх или Живскульптарх) при Коллегии по делам искусств Наркомпроса (1919-1920). Участвовал в работе московского Института художественной культуры (Инхук).
Его ранние произведения не выделяются на фоне среднего уровня пластического импрессионизма и модерна. Испытав плодотворное влияние кубизма, Королев сумел соединить принципы модернистской и авангардной скульптурной формы в динамических и в то же время монументальных образах.
Именно в этой стилистике (и по программе «монументальной пропаганды») он создал свой «неведомый шедевр» - памятник М.А.Бакунину для Москвы (1919, железобетон). При открытии монумент вызвал шок: революционер-анархист был изображен держащим в руках собственную голову. Вскоре, после инспирированной сверху газетной кампании (под лозунгом «Уберите чучело!»), памятник был демонтирован.
Авангардные эксперименты в русле Живскульптарха остались лишь в виде эскизов. С годами мастер втягивался в русло соцреалистической неоклассики, в целом стандартной и безличной, хотя и отмеченной высоким мастерством компоновки и лепки".

Найденные в сети работы скульптора:


Рядом с эскизом скульптуры Толстому









Саломея, дерево












Ну и самое для меня лично удивительное. Оказывается, этот замечательный человек был родным дядей по отцу Гуле Королёвой. Той самой Гуле, в память о которой была написана очень-очень любимая мною в детстве книга "Четвёртая высота".
Книгу подарил папа. И папа называл меня маленькую Гулей - в честь неё.
Это книга о короткой, но полной событиями жизни Марионеллы Королёвой, в раннем детстве прозванной Гулей и вошедшей в нашу историю именно под этим именем.

Главное - она была человеком удивительно позитивным и жизнерадостным, несмотря на множество трудностей, развод родителей, болезни, переезды с места на место.

Она была очень талантливым человеком, снималась в кино, поражая режиссёров умением пепревоплощаться.

Смелость свою она демонстрировала, будучи ещё совсем крошкой - не боялась змей, тараканов, мышей.
Однажды, будучи в гостях у родственников в Армении, она умудрилась приручить пса, считавшегося самым злым в городе - не побоялась и победила. Этот её подвиг несомненно повлиял на моё отношение к большим злым собакам. Злым только потому, что их такими сделали люди.

[О Гуле Королёвой с фотографиями - >>>>>>>]Фотография Гули и Абрека сохранилась:




Она была спортсменкой, она обожала животных, прыгала с парашютом, упорно училась, очень много читала. Она успевала всё.




Она ушла добровольцем на фронт, оставив дома своего крошечного сына Сашеньку.

24 ноября 1942 г, во время боя за высоту 56,8 под Сталинградом, она вынесла с поля боя множество раненых бойцов, а когда убило командира, подняла бойцов в атаку. В этом бою Гуля была смертельно ранена. Это и была её последняя, четвёртая высота.

"Четвёртая высота" и по сию пору - одна из моих любимых книг. Нет, не потому, что она каким-то особенным образом написана, а потому, что она о девочке-девушке-женщине, с которой можно и нужно брать пример, которая вызывает восхищение. Она была очень смела, упорна и настойчива.
Она добивалась своей цели, она всё делала с каким-то внутренним огнём, будто знала, что жить ей на роду написано совсем немного...

Она стала прототипом одной из скульптур на Мамаевом кургане - памятника, посвящённого форонтовым медсёстрам:



Москва, кладбище, Скульптура, Памятники

Previous post Next post
Up