Третий пост о тех, кто упокоен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Погодин Николай Фёдорович - (настоящая фамилия - Стука́лов; 1900-1962) - советский сценарист и драматург.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949).
Лауреат Ленинской (1959) и двух Сталинских премий (1941, 1951).
С детства знакомая фамилия. И связана она всегда была с тем самым персонажем, который теперь уже навсегда привязан к своему автору - раньше на бумаге и на театральных подмостках, а также на киноплёнке, а теперь и в камне.
"Человек с ружьём". Это и название пьесы, и "имя" её главного героя. Того самого, кому повезло однажды встретиться с самим Лениным и сделать от этого счастливым. Да.
Самое интересное, что эта пьеса далеко не единственная из написанных Погодиным.
ИМХО, но куда более интересными были сценарии для "Кремлёвских курантов" - вторая пьеса из трилогии о Ленине, в состав которой входят «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты», «Третья патетическая».
Время показало, что самым известным сценарием драматурга стал тот, который он написал для "
Кубанских казаков". Думаю, для многих это будет открытием, ведь у нас в стране как-то не принято интересоваться имена сценаристов.
О творчестве Николая Погодина не скажет никто лучше, чем это сделал Юзеф Юзовский, о котором я уже
писала в этой серии в самом первом посте:
"Творчество Погодина тесно связано с реконструктивным периодом революции и выражает собою новые тенденции в развитии советской драматургии. В восстановительный период советские драматурги обычно строили драматический конфликт на борьбе «своих» и «чужих» - белогвардейцев, вредителей, кулаков, разоблачением которых исчерпывалось содержание драматического действия. Творческая деятельность пролетариата на строительстве, как правило, оставалась в тени. Погодин обратился к новой проблематике реконструктивного периода: «пафос освоения новых заводов», конкретная практика социалистического строительства - таково содержание его пьес. В «Темпе» изображен процесс постройки Сталинградского тракторного завода, в «Поэме о топоре» показана борьба за выработку нержавеющей и кислотоупорной стали на Златоустовском заводе, в «Снеге» - трудности и успехи советской научной экспедиции, в «Моем друге» - постройка и освоение нового завода, в «После бала» - колхозное строительство, новые люди современной деревни, в «Аристократах» - переделка, «перековка» человека на стройке Беломорского канала.
азличные перипетии «будничной, каждодневной» борьбы за дело социализма, успехи и неудачи в процессе строительства, становятся драматическими узлами погодинских пьес.
...
Творчество Погодина является значительным явлением в советском искусстве, свидетельствуя о тех положительных тенденциях современной драматургии, которые диктуются действительностью".
(с) Статью Юзовского можно прочитать тут:
km.ru Во́льфганг Ка́зак (нем. Wolfgang Kasack; 20 января 1927, Потсдам - 10 января 2003, Мух) - немецкий славист, литературный критик в книге "Лексикон русской литературы XX века" отметил ещё один интересный факт, много говорящий о личности писателя Погодина:
"Тематикой своих произведений Погодин всегда откликался в духе социалистического реализма на актуальные в тот или иной момент проблемы развития Советского Союза; его пьесы свидетельствуют о незаурядном драматургическом даровании писателя, но по качеству все они очень различны. <…>
Погодин в 1955 написал пьесу «Сонет Петрарки» (1956), ставшую его вкладом в дело либерализации советской литературы; в ней автор требует признания человека независимым от его общественной или профессиональной функции, прав личности на неприкосновенность её духовного мира без контроля партии; показана здесь и гнусность доносительства".