Вдова Клико - предпринимательница и изобретательница

Apr 27, 2012 15:06


Говоря о женщинах-изобретательницах, невозможно не вспомнить о вдове Клико. Надеюсь, вы знаете о том, что это не только название шампанского и бренд, но и жившая когда-то женщина. Надеюсь, что вы хотя бы догадывались об этом. :))

Барб-Николь Клико, урождённая Понсарден вышла замуж в 1798 году за Франца Нико, сына Филиппа Клико-Муирона, основателя винодельческого предприятия. Барб-Николь был 21 год. Она не была красивой и элегантной, зато переняла от отца барона Понсардена деловую хватку и способность к оборотливому предпринимательству. Умная и образованная девушка быстро вникла в дело своего мужа и свёкра. Когда же всего через шесть лет вполне счастливого брака Барб-Николь неожиданно овдовела, некому было встать за руль компании, уже тогда считавшейся одной из крупнейших винных империй Франции. И юная вдова засучила рукава...


Но не всё было так просто. Несмотря на то, что в распоряжении вдовы оказалось огромное наследство состоявшее, кроме крупных денежных средств, из виноградников, произраставших на богатых почвах Реймса, огромных подвальных систем хранения вин и самое главное - из прекрасно обученных, высококлассных специалистов-виноделов, предпринимательница столкнулась с большими трудностями.
В те годы сам факт того, что у руля чисто мужского, как считалось, дела стоит женщина, тем более, молодая, тем более, аристократка вызывал и возмущение, и противодействие со стороны конкурентов, которые уже начали потирать руки в предвкушении падения дома Клико. Впрочем, Николь не была урождённой аристократкой - её отец принял баронетство из рук Наполеона. Но воспитывалась девочка в строгости и домашних забавах вроде музицирования и вышивания, поэтому никто не ждал от неё тех успехов, которых она сумела добиться довольно быстро .

[О женщине, которая всё смогла - >>>>>]На помощь вдове пришёл помощник свёкра Барб-Николь - умудрённый опытом Луи Боне, преданный дому Клико, как своему собственному делу.


«Виноградники Шампани

И мадам Клико смело взялась за работу. Ежедневно лично обходила виноградники, анализировала состав почвы, советовалась по вопросам продвижения и международной торговли с Луи Боне, вела кропотливые записи, в которых бесстрастно фиксировала все успехи и поражения, учитывая опыт и продумывая следующие шаги. тут ей, видимо, пригодилась привычка, прививаемая аристократкам с детства - она умела и любила писать дневники.

Николь Клико провозгласила девиз: "Существует только одно качество - лучшее" и принялась бороться за повышение стандартов качества вина.
В те годы шампанское считалось дешёвым вином и Николь поставила перед собой непомерную, как тогда всем показалось, задачу превратить его в напиток аристократии.
И ей ужалось это сделать! И помогла ей в этом не только и не столько деловая хватка, но и обычная сообразительность. Она решила избавиться от осадка, выпадавшего при отстаивании вина. Осадок портил и вид вина, и его вкус.
Барб-Николь Клико изобрела технику "ремюаж". Если говорить совсем просто, то это способ взбалтывания бутылок для оседания дрожжевого осадка. 



Мадам Клико придумала 2-3 месяца держать бутылки под особым наклоном, каждый день немного меняя его угол - и обязательно вручную. Таким образом, осадок естественным путем скапливается в горлышке бутылки. Горлышко замораживали, извлекали осадок, и игристое вино становилось совершенно прозрачным! Прибор для рюмажа также изобрела сама Николь - она просто просверлила дырки в обыкновенном столе.



Принцип ремюажа заключается в том, что в течение 3 недель шампанское взбалтывается вручную. При этом бутылки поворачивают под определенным углом и одновременно увеличивают угол наклона горлышка. И до настоящего времени лучшие сорта "Вдовы Клико" делаются по строгим наставлениям мадам - вручную и в течении 21 дня.


С помощью своих верных помощников вдова принялась завоёвывать сначала Францию, а затем и другие страны. Она сумела смело воспользоваться даже тем, Франция оказалась проигравшей в войне 1812 года и русские войска вошли в Париж.

Она не стала обижаться на русских, ворвавшихся и в её погреба и выпили опорожнили немало бутылок дорогого напитка. Она не обиделась, она воспользовалась этим обстоятельством, купила кораблт, назвала его "Добрые намерения" и отправила в Санкт-Петербург 25 тысяч бутылок шампанского, к тому времени уже продававшегося под названием "Вдова Клико".

В России тоже никто не стал обижаться и в совращении россиян к пьянству мадам Клико не обвинил. Шампанское разлетелось, как горячие пирожки, несмотря на совершенно непомерную его стоимость - 12 рублей за бутылку - дороже коровы, которую можно было купить всего за 10 рублей.


Вдова в старости

Все расходы мадам многократно окупились, а российская аристократия принялась восторгаться игристым напитком и закупала его на годы вперёд.
Не избежал моды и российский император Александр I, что уж говорить о его приближённых и отдалённых подданных. И если в светских кругах шампанское прозвали "весёлой вдовой", то в купеческо-мещанских его прозывали по-простецки "щипаньским" - за то, что оно щипало нос.



За всех обиженных французов, практически не видевших шампанского вдовы из-за неуемной русской жажды, высказался Проспер Мериме: "Мадам Клико напоила Россию. Здесь ее вино называют Кликовское и никакого другого знать не хотят".
Восторг русских от "кликовского" лучше всех прокомментировал Гоголь: "Ну, просто находишься в эмпиреях!"



Верный Луи Боне, регулярно навещавший Россию, сообщал вдове, что русские, точно малые дети, приходят в экстаз от «выстрелов» пробки и пены, орошающей подолы платьев сидящих за столом дам. И проводил ценнейшие маркетинговые расследования, например, такие: "Сообщаю вам радостную новость. Царица беременна. Если она родит наследника, в этой огромной стране будет выпито море шампанского. Только не говорите никому ни слова - наши конкуренты могут этим воспользоваться".


Парадный портрет Мадам Клико

Прошло уже 150 лет со смерти знаменитой предпринимательницы, а её дело живёт и процветает до сих пор. Не оставившая после себя детей, всю империю Николь Клико передала, наперекор традициям и многочисленной дальней родне, своему управляющему.

  


На данный момент Дом Veuve Clicquot Ponsardin второй раз за его историю возглавляет женщина - Сесиль Бонфонд. В её владении - 382 га виноградников в коммунах Гран Крю и Премье Крю, 24 км погребов, поместье Manoir de Verzy и частная резиденция Hotel du Marc, когда-то построенная вдовой Клико специально для приезжих. Здесь можно снять номер и в полной мере насладиться атмосферой вековой элитарности. На вечернюю трапезу вас непременно позовут специальным билетом со словами "Вдова Клико-Понсардэн имеет честь пригласить Вас..."
 


Неувядающие традиции успешной женщины-коммерсанта, создавшей уникальный вкусовой букет, ценят в 150 странах мира. Кстати, визитную карточку Дома - шампанское Veuve Clicquot Ponsardin Brut La Grande Dame - до сих пор изготавливают с точным следованием исконной рецептуре. И даже наклон бутылки в период брожения меняют исключительно вручную - как делала сама Николь Клико.

Источники информации и фотоизображений: http://www.maisons-champagne.com/bonal/pages/04/Chevigne.php, http://clubs.ya.ru/4611686018427454700/replies.xml?item_no=2232, http://www.befine.ru/luck/222-nikol-kliko-veselaya-vdova.html, http://eniw.ru/shampanskoe-i-drugie-igristye-vina.htm, http://ru.wikipedia.org, http://igorinna.livejournal.com/30817.html, http://www.prike.lv/uudised.php?nid=114


~~~***~~~***~~~***~~~***~~~***~~~***~~~***~~~***~~~***~~~***~~~***~~~***~~~***~~~

Previous post Next post
Up