Вдова Клико - предпринимательница и изобретательница
Apr 27, 2012 15:06
Говоря о женщинах-изобретательницах, невозможно не вспомнить о вдове Клико. Надеюсь, вы знаете о том, что это не только название шампанского и бренд, но и жившая когда-то женщина. Надеюсь, что вы хотя бы догадывались об этом. :))
Барб-Николь Клико, урождённая Понсарден вышла замуж в 1798 году за Франца Нико, сына Филиппа Клико-Муирона, основателя винодельческого предприятия. Барб-Николь был 21 год. Она не была красивой и элегантной, зато переняла от отца барона Понсардена деловую хватку и способность к оборотливому предпринимательству. Умная и образованная девушка быстро вникла в дело своего мужа и свёкра. Когда же всего через шесть лет вполне счастливого брака Барб-Николь неожиданно овдовела, некому было встать за руль компании, уже тогда считавшейся одной из крупнейших винных империй Франции. И юная вдова засучила рукава...
Но не всё было так просто. Несмотря на то, что в распоряжении вдовы оказалось огромное наследство состоявшее, кроме крупных денежных средств, из виноградников, произраставших на богатых почвах Реймса, огромных подвальных систем хранения вин и самое главное - из прекрасно обученных, высококлассных специалистов-виноделов, предпринимательница столкнулась с большими трудностями. В те годы сам факт того, что у руля чисто мужского, как считалось, дела стоит женщина, тем более, молодая, тем более, аристократка вызывал и возмущение, и противодействие со стороны конкурентов, которые уже начали потирать руки в предвкушении падения дома Клико. Впрочем, Николь не была урождённой аристократкой - её отец принял баронетство из рук Наполеона. Но воспитывалась девочка в строгости и домашних забавах вроде музицирования и вышивания, поэтому никто не ждал от неё тех успехов, которых она сумела добиться довольно быстро .
[О женщине, которая всё смогла - >>>>>]На помощь вдове пришёл помощник свёкра Барб-Николь - умудрённый опытом Луи Боне, преданный дому Клико, как своему собственному делу.
И мадам Клико смело взялась за работу. Ежедневно лично обходила виноградники, анализировала состав почвы, советовалась по вопросам продвижения и международной торговли с Луи Боне, вела кропотливые записи, в которых бесстрастно фиксировала все успехи и поражения, учитывая опыт и продумывая следующие шаги. тут ей, видимо, пригодилась привычка, прививаемая аристократкам с детства - она умела и любила писать дневники.
Николь Клико провозгласила девиз: "Существует только одно качество - лучшее" и принялась бороться за повышение стандартов качества вина. В те годы шампанское считалось дешёвым вином и Николь поставила перед собой непомерную, как тогда всем показалось, задачу превратить его в напиток аристократии. И ей ужалось это сделать! И помогла ей в этом не только и не столько деловая хватка, но и обычная сообразительность. Она решила избавиться от осадка, выпадавшего при отстаивании вина. Осадок портил и вид вина, и его вкус. Барб-Николь Клико изобрела технику "ремюаж". Если говорить совсем просто, то это способ взбалтывания бутылок для оседания дрожжевого осадка.
Мадам Клико придумала 2-3 месяца держать бутылки под особым наклоном, каждый день немного меняя его угол - и обязательно вручную. Таким образом, осадок естественным путем скапливается в горлышке бутылки. Горлышко замораживали, извлекали осадок, и игристое вино становилось совершенно прозрачным! Прибор для рюмажа также изобрела сама Николь - она просто просверлила дырки в обыкновенном столе.
Принцип ремюажа заключается в том, что в течение 3 недель шампанское взбалтывается вручную. При этом бутылки поворачивают под определенным углом и одновременно увеличивают угол наклона горлышка. И до настоящего времени лучшие сорта "Вдовы Клико" делаются по строгим наставлениям мадам - вручную и в течении 21 дня.
С помощью своих верных помощников вдова принялась завоёвывать сначала Францию, а затем и другие страны. Она сумела смело воспользоваться даже тем, Франция оказалась проигравшей в войне 1812 года и русские войска вошли в Париж.
Она не стала обижаться на русских, ворвавшихся и в её погреба и выпили опорожнили немало бутылок дорогого напитка. Она не обиделась, она воспользовалась этим обстоятельством, купила кораблт, назвала его "Добрые намерения" и отправила в Санкт-Петербург 25 тысяч бутылок шампанского, к тому времени уже продававшегося под названием "Вдова Клико".
В России тоже никто не стал обижаться и в совращении россиян к пьянству мадам Клико не обвинил. Шампанское разлетелось, как горячие пирожки, несмотря на совершенно непомерную его стоимость - 12 рублей за бутылку - дороже коровы, которую можно было купить всего за 10 рублей.
Вдова в старости
Все расходы мадам многократно окупились, а российская аристократия принялась восторгаться игристым напитком и закупала его на годы вперёд. Не избежал моды и российский император Александр I, что уж говорить о его приближённых и отдалённых подданных. И если в светских кругах шампанское прозвали "весёлой вдовой", то в купеческо-мещанских его прозывали по-простецки "щипаньским" - за то, что оно щипало нос.
За всех обиженных французов, практически не видевших шампанского вдовы из-за неуемной русской жажды, высказался Проспер Мериме: "Мадам Клико напоила Россию. Здесь ее вино называют Кликовское и никакого другого знать не хотят". Восторг русских от "кликовского" лучше всех прокомментировал Гоголь: "Ну, просто находишься в эмпиреях!"
Верный Луи Боне, регулярно навещавший Россию, сообщал вдове, что русские, точно малые дети, приходят в экстаз от «выстрелов» пробки и пены, орошающей подолы платьев сидящих за столом дам. И проводил ценнейшие маркетинговые расследования, например, такие: "Сообщаю вам радостную новость. Царица беременна. Если она родит наследника, в этой огромной стране будет выпито море шампанского. Только не говорите никому ни слова - наши конкуренты могут этим воспользоваться".
Парадный портрет Мадам Клико
Прошло уже 150 лет со смерти знаменитой предпринимательницы, а её дело живёт и процветает до сих пор. Не оставившая после себя детей, всю империю Николь Клико передала, наперекор традициям и многочисленной дальней родне, своему управляющему.
На данный момент Дом Veuve Clicquot Ponsardin второй раз за его историю возглавляет женщина - Сесиль Бонфонд. В её владении - 382 га виноградников в коммунах Гран Крю и Премье Крю, 24 км погребов, поместье Manoir de Verzy и частная резиденция Hotel du Marc, когда-то построенная вдовой Клико специально для приезжих. Здесь можно снять номер и в полной мере насладиться атмосферой вековой элитарности. На вечернюю трапезу вас непременно позовут специальным билетом со словами "Вдова Клико-Понсардэн имеет честь пригласить Вас..."
Неувядающие традиции успешной женщины-коммерсанта, создавшей уникальный вкусовой букет, ценят в 150 странах мира. Кстати, визитную карточку Дома - шампанское Veuve Clicquot Ponsardin Brut La Grande Dame - до сих пор изготавливают с точным следованием исконной рецептуре. И даже наклон бутылки в период брожения меняют исключительно вручную - как делала сама Николь Клико.