Елена Камбурова - Тихий голос в бурлящей пустыне
«Театральный курьер» Мила Серова, 1.01.2011 Пару лет назад один театральный критик подарил мне DVD с песнями Елены Камбуровой. Я зарядила диск, но услышать голос этой удивительной певицы мне не удалось - сломался звук в телевизоре. И поэтому можно было только видеть ее лицо, глаза, жесты. Я не могла оторвать взгляд от экрана. Казалось, что эта хрупкая женщина вымаливает у Бога что-то очень важное - надежду на спасение нас всех.
Когда позже я смогла услышать эти песни, первоначальное ощущение мольбы только усилилось. Ее голос был пронизан болью, состраданием и вселенской любовью к человеку. Но мы - те, кто причастился творчеством Елены Камбуровой, - благодарны ей не только за ее песни, но еще и за чудо, которое она подарила москвичам - единственный в стране Театр музыки и поэзии.
* * *
- У каждого человека свой возраст зрелости. Одни становятся личностью в 20 лет, другие - в 40, а некоторые - никогда. Слушая ваши ранние песни, кажется, что вы всегда были цельной натурой, осознающей свое призвание в этой жизни.
- Мне повезло, в юности я интуитивно выбрала тропинку, приведшую меня к песням, которые меня учили и образовывали. Так что моя самая главная школа - это школа моих песен. Поэтому я не устаю кланяться поэтам, чьи стихи помогли мне сформироваться как личности. Один из моих главных и любимых поэтов - Булат Окуджава. Помните его строки: «Совесть, благородство и достоинство, вот оно святое наше воинство»…. Самое высокое чувство на земле - это романтизм, именно он рождает поэтов.
Романтизм - это умение подняться над бытом, страстями и за всей этой суетой увидеть небо. И мне больно осознавать, что сегодня романтизму нет места в искусстве, ведь вместе с ним исчезают красота, нежность, изящество, легкость, человеческая интонация.
У современных певцов много страсти, темперамента, голоса, а вот нежности практически нет. Очень досадно, что нынешняя эстрада намеренно фокусирует внимание лишь на чувственном начале, только оно сегодня считается главным, а вот нежность по отношению друг к другу, к миру воспринимается как что-то ненужное, устаревшее. Уже мало кто помнит, что музыка и поэзия делают человека человеком.
- В истории чередуются времена поэтов и времена поэтического вакуума. Сегодня интерес к поэзии у людей явно угас. В чем, по-вашему, причина такого равнодушия?
- Герман Гессе в романе «Игра в бисер» очень точно подметил, что духовность не исчезает, просто люди не всегда находят для нее место в своей жизни. Духовность есть и в наше время. И сегодня существуют талантливые поэты, просто СМИ их никак не поддерживают. Мне присылают много стихов. И хотя далеко не на все из них мое сердце отзывается, я все равно рада, что у людей не пропадает интерес к поэзии, к творчеству.
Из ныне здравствующих поэтов, которые мне интересны, могу назвать, например, Сергея Гандлевского, Ольгу Седакову, Марию Степанову. Но ведь и те, кто, увы, от нас уже ушел, оставили нам бесценное стихотворное наследство. Я верю, что пройдет еще несколько поколений, и появится совершенно другой тип юных существ, которые откроют для себя поэзию ХХ века, узнают об Окуджаве, Тарковском, Самойлове, Левитанском, и произойдет великая переоценка ценностей. Когда-то и мои ровесники точно также прорывались сквозь глухую пелену советской цензуры к поэтам Серебряного века. И наши потомки удивятся: как же люди могли позволить расплодиться на эстраде всей этой бурлящей пустоте, когда вокруг было столько талантливых поэтов и музыкантов?
- А сами пишете стихи?
- В детстве много сочиняла, не понимая, что я просто рифмую свои мысли. Мне казалось, что у меня получается не хуже, чем у Пушкина. Но слава Богу, годам к 20 я сообразила, чем отличается поэзия от моих стихотворных опытов. Рифмовать может каждый - это легко, а вот находить поэтические образы, творить словесную музыку - очень сложно, для этого нужен талант. И я перестала писать стихи. Пусть головы «читателей газет, глотателей пустот» засоряет кто угодно, только не я.
- Что вселяет в вас надежду на будущее?
- Явно помолодевший зал на моих концертах. Не так давно я даже выступала перед совсем юной аудиторией в молодежном лагере «Орленок», и потом дети спрашивали меня, почему им никогда раньше не давали слушать таких песен, требующих работы ума и сердца. Это вопрос адресован одновременно и к родителям, и к школе, и к средствам масс-медиа.
Конечно, я понимаю, что мои концерты - капля в море, они не изменят мир, но я по натуре оптимист, и это не дает мне капитулировать перед действительностью. Я до сих пор обожаю сказки. Совсем недавно перечитала сказки про животных. Записала целый цикл колыбельных песен и отдала их на «Детское радио».
Кстати, многие взрослые слушают это радио, потому что оно возвращает человеку ощущение гармонии. Это чувство раньше мне дарили клоуны, которых я шила из разноцветных лоскутков и затем раздавала знакомым. Если бы сейчас можно было выкроить в моем напряженном графике хотя бы немного времени и, бросив всё, только мастерить клоунов - это было бы счастье. В некотором смысле я сама в душе клоун, а призвание клоуна - дарить людям радость.
Но радость радости рознь. Когда я вижу, как люди смеются над пошлыми шутками наших юмористов, мне становится грустно. В настоящей радости не бывает пошлости и тупости. В ней красота, гармония. Нередко восстанавливаю душевное равновесие с помощью икебаны, которой увлекаюсь уже много лет. Опору мне дает и поэзия - она не только в стихах, но и в мировоззрении, в умении увидеть что-то красивое, что поможет тебе улыбнуться среди мрачного дня.
- Когда-то вы, приехав из провинции, довольно быстро покорили Москву. А сегодня, в этой стране, с ее порядками и нравами юная Лена Камбурова могла бы достичь того же успеха, как и в СССР?
- Нет, думаю, сейчас такой прорыв был бы невозможен. При всех сложностях советского режима тогда было гораздо легче пробиться к слушателю. Не надо было платить за эфиры. Я ни копейки не заплатила ни на радио, ни на телевидении, ни на студии грамзаписи, ни за свою учебу.
А сегодня перед талантливым молодым человеком закрыты все двери, если у него нет мешка денег. И свой театр я создавала с целью поддержать, приютить тех, чьи таланты не востребованы нашей жесткой эпохой, у кого нет возможности выйти к зрителю и кому негде репетировать. Когда я была только начинающей артисткой и меня никто не знал, я ездила на гастроли с афишей, на которой крупными буквами были написаны имена моих авторов: Окуджавы, Матвеевой, Кима. И люди шли больше на мои песни, чем на мое имя. У меня было много концертов в университетах, в НИИ, в домах культуры. Сегодня многие эти площадки уже не действуют.
- Прежде чем стать певицей, вам пришлось и на московской стройке поработать, и на вокзале колоть лед. В чем или ком вы находили точку опоры, что давало силы не сломаться, не вернуться назад к маме?
http://zhizn-teatr.ru/rubric/person/12/47 - В душе теплилось интуитивное чувство, что в моей жизни обязательно будет что-то, связанное со сценой. Любой одобрительный отклик поддерживал и окрылял меня. И еще я сразу сказала себе, что назад пути нет. Возвращаться в институт легкой промышленности я не собиралась. Когда я поступала в этот вуз, у меня еще были сомнения: а может, это не мое, зачем я это делаю? А потом, когда уже начала учиться, точно поняла, что ошиблась. Внутренний голос твердил мне, что мое призвание совсем в другом.
И я отправилась в Москву - практически безо всякого тыла - искать свой путь. Для меня самой до сих пор непостижимо, откуда во мне была эта решимость уехать в огромный чужой город? Ведь даже в школе я никогда не участвовала ни в каких кружках самодеятельности, стеснялась при всех петь, читать стихи. Первое мое школьное выступление окончилось провалом. И несмотря на это у меня было твердое ощущение, что я стану актрисой. Кто мне это продиктовал? Наверно, судьба. А как иначе можно объяснить то, что, едва оставшись дома одна, я тут же начинала читать стихи, или плясать, или делать акробатические упражнения? И эта внутренняя уверенность, что я буду артисткой, с годами только росла.
- Какие искушения подстерегали вас Москве? И каких ловушек вам не удалось избежать?
отсюда - После окончания эстрадно-циркового училища я сразу попала в Москонцерт - у меня был свой номер в сборных эстрадных концертах. Казалось бы, сбылась мечта - я выступаю на сцене. Но меня не покидало ощущение, что я чужая на этих праздниках жизни, я так и не смогла мимикрировать под атмосферу эстрадного концерта.
Да, там были милые, добрые песни, с нормальной человеческой интонацией, но все это было не мое. Я попала в ловушку, ведь было потрачено огромное количество времени на гастроли, выступления, которые мне ничего не дали для развития.
Слава Богу, что с какого-то момента я начала самостоятельно ездить со своей сольной программой. Ради возможности петь то, что мне нравится, я даже отказалась от ставки солистки. Мой аккомпаниатор получал в три раза больше, чем я, но все равно я была счастлива. Самой моей любимой аудиторией были студенты, которые в то время очень интересовались поэзией. Я выступала в МГУ ежемесячно. И каждый раз - полный зал. И такой успех длился многие годы. А потом пришли ВИА, и студенты увлекись новой модой, позднее ВИА вытеснили рок-группы.
- Как вы пережили время забвения?
http://zhizn-teatr.ru/rubric/person/12/47/?p=1286&s=2 Поскольку у меня никогда не было широкой популярности, поэтому не могу говорить и о чувстве забвения, оно мне не знакомо. Меня всегда поддерживали любовь к своему делу и верность моих постоянных зрителей, и мне и в голову не могло придти петь что-то другое, коммерческое, предать их. Мне гораздо легче быть в тени, без славы и больших денег, чем идти поперек своей совести. Мной всегда движет любовь к моим зрителям и к поэзии. Я чувствую ответственность перед ними. Я по-прежнему продолжаю много ездить, и за редким исключением собираю практически полные залы.
- Откуда в вас это чувство свободы, ведь вы родились и выросли в абсолютно несвободной стране?
http://zhizn-teatr.ru/rubric/person/12/47 - У меня было обычное сталинское детство. Я, как и все, считала революционеров героями, а Ленина и Дзержинского - спасителями нашего народа. Но в то же время я терпеть не могла парады, демонстрации, не любила маршировать со всеми нога в ногу. Мне всегда хотелось ощущать себя индивидуальностью.
Я про страну свою все поняла в 25 лет. А когда ты узнаешь правду и то, что тебя обманывают, то оказываешься перед выбором: бунтовать, менять этот мир, или уйти во внутреннюю эмиграцию. И еще для того, чтобы сохранить себя, надо было понять, кто свой, а кто чужой для тебя. Чьи и какие мысли я не присвою ни за что, и никогда не позволю им войти в мое сердце, а кому и чему я буду хранить верность. С этих размышлений обычно и начинается взросление.
Вспоминая школьные годы, я улыбаюсь, потому что относилась к себе как к великому поэту, хотя по-настоящему не чувствовала красоту природы и не понимала, какое это чудо архитектура. Осознание ужасов сталинизма было для меня шоком. Я и не подозревала в детстве, что мы играли возле подвала, где расстреливали людей. Сейчас, размышляя о трагической судьбе нашей страны и вообще мира, я понимаю, что всегда параллельно развиваются две истории - история духа, творчества и история насилия, войн и катастроф. И чем дальше, тем больше я укрепляюсь в мысли, как важно быть заодно с тем, кто ясно мыслит, кто чист духом. И многие поэты эти идеи - о духовном единстве, братстве, о красоте и свободе - своим творчеством прославляли.
- Вы верите в чудеса?
отсюда - Да, конечно, ведь их было немало в моей жизни. Чудо - это то, чего не может быть и что происходит. Как расценить то, что я, едва поступив в эстрадно-цирковое училище, читаю на занятии сказку Горького «Нунча», и меня отправляют с ней на радиостанцию «Юность». Запись этой сказки транслировали на всю страну. И представьте, мою «Нунчу» услышала Фаина Георгиевна Раневская и написала восторженное письмо в редакцию. Ну разве это не чудо? Чудом было и мое дальнейшее знакомство и общение с Раневской. А вообще вера в чудо часто непостижимым образом претворяется в действительность.
- А для меня чудо то, что в центре Москвы существует театр музыки и поэзии.
отсюда - Да, и это тоже чудо. Впрочем, каждый наш концерт-фантазия - это маленькое чудо. Мне очень дорого, что в нашем театре проходят вечера мастеров художественного слова - Рафаэля Клейнера и Антонины Кузнецовой. Замечательный режиссер Иван Поповски поставил удивительные спектакли - «P. S. Грезы», «Абсент», «Времена… Года…» и «Капли датского короля».
Елена Трещинская создает прекрасные детские спектакли. Для меня до сих пор главное - выходить на сцену с моими песнями. Да, это всегда риск - зритель не поймет, не будет успеха, но зато не стыдно перед самим собой.
- Будь на то ваша воля, какой бы закон вы издали?
http://zhizn-teatr.ru/rubric/person/12/47 - О защите животных от жесткого обращения. Если бы Госдума приняла этот закон, то наше общество стало бы намного здоровее в нравственном отношении. Еще бы я отменила зоопарки в том виде, в каком они существуют у нас сегодня. Это настоящие тюрьмы для животных. Нужны парки, как в Кении, Танзании. В Калининграде есть зоопарк, который еще до войны немцы построили. Там у медведей огромная территория, с водоемом, оврагом. Зона обнесена решеткой, но это все-таки не клетка. И цирк с животными я бы тоже запретила. Нельзя допускать, чтобы животные жили в клетках. Цирк и зоопарк - это безжалостный бизнес, эксплуатирующий животных. Изменение отношения людей к нашим братьям меньшим поможет нам очеловечиться. Детям с раннего возраста надо объяснять, что собаки и кошки - абсолютно беззащитные существа, они пришли к нам, чтобы воспитывать в нас милосердие и сострадание и дарить нам радость.
- У вас дома живут собака, кот и две кошки. Общаясь с животными, что нового вы узнали о человеке?
- Что человек может быть очень добрым и благородным. Я поражаюсь, вроде живем в жесткое, беспощадное время, но все равно находятся волонтеры, которые ездят в приюты и кормят животных.
- Есть ли на земле место, где вы набираетесь сил?
- Я о таком только мечтаю - чтобы была полная тишина, ряд книг, природа. Существует деревня, где я бываю регулярно, но все равно там присутствует небольшая суета. А хотелось бы единения с самой собой в покое, в размышлениях, в ходьбе.
- Что бы вы посоветовали пессимистам?
- Если тебе грустно - так пойди, посади перед своим домом цветы, ухаживай, наблюдай за ними - вот уже один источник радости. Укрась подъезд, займись чем-то, только не зацикливайся на себе, выйди к людям, сделай маленькое доброе дело по силам, и увидишь - мир станет лучше.
ИсточникПод фотографиями, взятыми из интернета, дополнительно проставлены ссылки на источники.