Originally posted by
igorsamusenko at
Качи-Кальон
Поговорка англичан "Мой дом - моя крепость" ярко иллюстрируется в пещерных городах Крыма.
Жилища древних людей селения Качи-Кальон, что в Качинской долине, в полной мере были теми местами, где они могли чувствовать себя в абсолютной безопасности. Правда, ситуация осложнялась тем, что войти в дом можно было только по веревочной лестнице, но это неудобство в полной мере компенсировалось чувством защищенности и покоя, которые всегда составляли одну из главных ценностей человеческого жития.
В начале нашей эры эти земли населяли готоаланы и потомки тавроскифов. Занимаясь в основном земледелием, и находясь на древнем торговом пути, они основали ряд сельских поселений, которые со временем разрослись в крупные
винодельческие центры. Из одного такого поселения и выросло городище Качи-Кальон.
Качи-Кальон стоял на бойком и веселом перекрестке торговых дорог, соединяя через перевал Кибит-богаз юго-западную часть полуострова с Южным берегом Крыма. Для обслуживания купеческих караванов обычно при поселениях была торгово-ремесленная прослойка кузнецов, хлебопеков, содержателей харчевен. Здесь утомленные путники могли найти ночлег, купить пищу, подковать лошадей, починить повозки, приобрести оружие и нанять проводников.
Расцвет Качи-Кальона приходится на VI - XVIII века. Плодородные наносные почвы, мягкая зима, обилие источников воды, близость к торговым путям сделали селение главным виноделом Крыма.
Со временем винная привилегия переместилась на южный берег, но обилие археологических находок говорит о том, что качи-кальонцы в средние века имели громадный успех в деле производства солнечного напитка.
Технология приготовления вина в общих чертах выглядела так. Собранный виноград давили на специальных каменных площадках - тарапанах. На первой площадке сок давили ногами, на второй - легким прессом, на третьей - тяжелым прессом. Отжатый сок (сусло) из тарапанов стекал в прямоугольные ёмкости. Здесь вино зрело, набирало кондиции. Соответственно вино первой выжимки было самым дорогим, а напиток из-под тяжелого пресса - самым дешевым, "вином для рабов".
На складах, примыкавших к винодельням, хранили готовое вино в пифосах - огромных глиняных сосудах с заостренным дном. Пифосы обычно зарывали в землю. А транспортировали вино в трюмах кораблей в амфорах - двуручных кувшинах, тоже с острым дном, на специальных подставках или зарытыми в песок.
Для экономной транспортировки вино сгущали, уваривая его. Только вот это мне непонятно. Ведь при уваривании удаляется один из главных компонентов вина - этиловый спирт. Но может быть у древних были свои требования к качеству этого продукта и спирт не являлся определяющим? Или технология была такова, что спирт собирался отдельно, а потом добавлялся в уже упаренное вино.
На стол вино подавалось в специальных сосудах. Их было несколько видов - пелика (разновидность амфоры с плоским дном), стамнос (сосуд с широким горлом, из него наливали вино ковшиком), ойнохоя (она позволяла лить вино сразу в три сосуда). И это далеко не всё. Большие выдумщики были древние по части сосудов для вина.
В те времена вино всегда разбавляли водой.Пить вино неразбавленным считалось варварским, "скифским", обычаем. Сосуд "для смешивания воды и вина назывался кратер, наливали эту смесь специальным черпачком под названием киаф.
Непосредственно для питья использовались тоже разные сосуды: канфар - специальный кубок с двумя ручками, ритон - ритуальный рог, килик - плоская чаша с ручками и ещё много чего. Греческие мужчины пили вино, возлежа на просторных ложах, устланных шкурами животных или тканями. Женщины на пиры не допускались и это жаль...
Монастыри в средние века были сравнительно спокойными местами, разбойники все же опасались гнева божьего и редко тревожили монахов. Поэтому монастыри стали центрами винного производства по всей Таврике. Некоторые из них производили до 300 тыс. литров вина в год. Крупными оптовыми покупателями крымского вина были хазары. Часть полуострова к VI веку отошла к ним.
Вполне возможно, что и монахи Качи-Кальона, по традиции освобожденные от налогов, зарабатывали на хлеб насушный производством вина. Не зря же здесь на относительно небольшой площади устроено аж 120 тарапан-виноградодавилен! К тому же вино в средневековье использовали как лечебное и антисептическое средство. Вином промывали раны, давали вино выздоравливающим, как лекарство.
250 тонн винограда или фруктов могли сразу обрабатывать качи-кальонские каменные тарапаны, заливая вино в керамическую тару и продавая, обменивая у соседей и приезжих купцов.
Свою выгоду с этого дела имели и крымские ханы, взимавшие немалые пошлины с торговли вином - до 20% от его цены. Вся эта идиллия была нарушена, как ни странно, с присоединением Крыма к России. Основные производители вина в Крыму - христиане были переселены с полуострова на Азовское побережье. Виноградники пришли в запустение, стали вырождаться. Земли в Крыму стали раздаваться новым хозяевам, мало понимающим в виноградарстве и виноделии (равно как и их крестьяне).
Титанические попытки князя Потемкина по посадке в Крыму виноградных лоз из венгерской провинции Токай, островов Эгейского моря ни к чему не привели. Более того, многие аборигенные сорта лоз были при этом уничтожены. Виноградарство требует опыта и многолетних традиций, знания местных особенностей и условий. А их не было у новых обитателей Крыма.
Качи-Кальонские гроты, а их всего пять, расположены в порядке возрастания сложности их посещения. Я в этот раз дошел только до первого и, глянув на головокружительную высоту, на которой расположена тропинка ко второму не рискнул идти дальше.
Но и то, что я увидел навсегда отпечаталось у меня в памяти. Воздушная архитектура лестниц, площадок, мостов, веранд, пещер, прискальных построек производит потрясающее впечатление. Древние строители очень умело использовали каждый выступ, утес, площадку, трещину, превратив скалу в хитроумно сплетенные соты.
Несколько лет назад в Качи-Кальоне был образован монашеский скит святой Анастасии, относящийся к ведению Успенского бахчисарайского монастыря. Один из родников на северо-восточном склоне горы был освящен и теперь каждый имеет возможность не только духовно, но и телесно приложиться к таинствам этих святых мест.
Качи-Кальон хранит в себе множество загадок, это наименее изученный пещерный город Крыма. Попав сюда, вы возможно станете первооткрывателем одной из этих тайн.
http://img-fotki.yandex.ru/get/5706/igorsamusenko.93/0_5ecee_610bd31e_orighttp://img-fotki.yandex.ru/get/5808/igorsamusenko.93/0_5ecd0_9837a143_orighttp://img-fotki.yandex.ru/get/5907/igorsamusenko.93/0_5eccf_e41433d9_orighttp://img-fotki.yandex.ru/get/4704/igorsamusenko.93/0_5ecce_2aa4708f_orighttp://img-fotki.yandex.ru/get/5908/igorsamusenko.93/0_5eccd_478b5345_orighttp://img-fotki.yandex.ru/get/5606/igorsamusenko.93/0_5eccc_c7f5cf80_orighttp://img-fotki.yandex.ru/get/5807/igorsamusenko.93/0_5eccb_a9810142_orig