Тридцать четыре храма и монастыря индуизма, джайнизма и буддизма соседствуют веками в скалах Эллоры. Такое многообразие религий, сосуществующих бок о бок, свидетельствует о религиозной терпимости, которая была отличительной чертой древнеиндийской культуры.
Устройство пещер Эллоры не столь драматично и захватывающее, как пещеры Аджанты, но скульптуры здесь более утонченной красивой формы, а в некоторых случаях, лучше сохранились. Монастыри и храмы в Эллоре вырезаны в базальтовых холмах в течение 500 лет с шестого по десятый века нашей эры. По совпадению, строительство пещер Эллоры было начато примерно в то же время, когда пещеры Аджанты были заброшены.
Пещеры пронумерованы с 1 по 34, и сгруппированы по возрасту и религии. Первые 12 (1-12) - буддийские, старейшие в комплексе, датированные периодом с 500 г. по 750 г.
Далее следуют индуистские пещеры (13-29), построенные с 600 г. по 870 г. Вскоре после этого периода, местные правители перешли из индуизма в джайнизм, и последние пещеры, принадлежавшие джайнам (30-34), построены с 800 г. по 1000 г.
Все буддийские пещеры Эллоры, за исключением номера 10, являются монастырями. Это были места для медитации и учения, а также для еды и сна.
Пещера номер 5 называется Махарвада и была использована народом местных племен Махар, как убежище во время муссонов. Там находится большой зал и ряды резных скамеек.
Пещера номер 6 отличается лучшей резьбой из всех храмов Эллоры. Пещера номер 10 (Карпентер) является единственным буддийским храмом в Эллоре. Кроме того, это самый известный и великолепный большой зал с 5-метровой статуей сидящего Будды.
Вокруг известного храма Кайлаш группируются индусские храмы Эллоры. По сравнению со спокойными и более аскетичными буддийскими пещерами, индуистские храмы покрыты яркой, почти буйной резьбой, характерной индийским храмам.
Здесь вы увидите великолепные резные фризы и барельефы изображающие богов, богинь и простых людей с цветочными и геометрическими узорами.
Наиболее важной из пещер джайнов считается пещера номер 32, которая является уменьшенной копией храма Кайлаш.
Пещера украшена тонкой резьбой цветков лотоса и львов под манговыми деревьями.
Пещеры и храмы Эллоры находятся под охраной ЮНЕСКО, как памятники, являющиеся всемирным достоянием человечества.
Ближайший город к пещерам Эллоры - Аурангабад (42 км), там есть аэропорт и можно заказать экскурсии в Эллору и Аджанту.
Самый невероятный индуистский храм из всех пещерных храмов Эллоры - это храм Кайлаш, пещера под номером 16.
Хотя на самом деле он находится не в пещере, просто все 34 пещеры Элоры пронумерованы и храм Кайлаш относится к 16 номеру.
Удивительно, но храм, который был вырезан в скале, оказался как бы на поверхности холма. В результате получилось совершенно свободно стоящее сооружение в комплексе с внутренними помещениями.
Аналогичные попытки в этом направлении можно увидеть в пещерах Аджанты, но ни одну из них нельзя сравнить с пещерой Эллоры под номером 16.
Храм Кайлаш был разработан так, чтобы походить на священную гору Кайлаш в Тибете, которая считается обителью Шивы.
Именно Шиве и посвящен храм. Многие из скульптур храма изображают этого индуистского бога. Первоначально, строение было покрыто толстым слоем белой штукатурки и выглядело так, словно покрыто снегом, как священная гора.
Некоторые следы штукатурки сохранились до наших дней. В залах храма находятся скульптуры и изваяния бога Шивы в различных его формах и действиях, от игры в кости до церемонии бракосочетания.
Архитектурные подвиги строителей, участвующих в создании храма Кайлаш ошеломляют. Работы начались при короле Криша I в VIII веке и продолжались более 100 лет. В итоге, этот храм занимает площадь в два раза больше афинского Парфенона в Греции.
Это один из крупнейших храмов в мире, соперничающий даже с Тадж-Махал в Агре. Он поднимается более чем на 30 метров и почти вся его поверхность покрыта причудливой резьбой.
Даже скульптуры в храме Кайлаш вырезаны из одного цельного куска породы, как и остальная часть храма. К их числу относятся огромные слоны, столбы и колонны, большой двор, 3-уровневые башни и даже второй и третий уровни храма.
Вход в храм ведет через массивные ворота во внутренний двор, украшенный статуями слонов, как кажется, поддерживающих массивный храм, священного быка Нанди, а также резными львами.
Вы также увидите скульптуру бога Равана, пытающегося подняться на гору Кайлаш в обитель Шивы. В дворике на самом деле находится два храма. Первый храм священного Нанди, который соединен с огромным главным храмом каменным мостом.
Источники:
http://forum.homeideas.ru/thread9936.html,
http://allcastle.info/asia/india/004,
http://allcastle.info/asia/india/005,
http://www.kailash.ru/foto/552.html,
http://kailash.smugmug.com/gallery/8672944_5MNPG#572873821_x8624" />