Пришла в гости моя подруга Вера. Живем мы с ней в разных концах одного города Перми.
Говорит: «Не могу пить у тебя чай. Вода противная...» Вода у меня обычная - водопроводная, из того же водозабора, что и в районе Веры. Отличаться она может только по степени ржавости. Трубы в моем микрорайоне, который на 50 лет старше того в котором живет она, тоже более древние. И соответственно, проржавели они тоже гораздо сильнее, а это в свою очередь придает воде в Мотовилихе более желтый цвет и более сильный запах ржавчины… Хотя территориально, мой микрорайон ближе к водозабору, чем ее…
За эту ржавую магистральную воду жители Перми платят хорошие деньги, как за воду из подземного источника… По 200 рублей с человека…
Вода в моем микрорайоне не всегда была такой… Но, здесь, как впрочем и в остальной стране случился капитализм… И система водоснабжения за двадцать лет пришла в упадок.
Вот немного статистики по стране:
Потери воды в водопроводных системах достигают 19,8% (3,62 млрд.куб. м), средний износ систем водоснабжения и водоотведения составляет 58,1%, в том числе физический износ сетей водопровода составляет - 65,8%, сетей канализации - 63,5%, водопроводных насосных станций - 54,7%, канализационных насосных станций - 54,7%, очистных сооружений водопровода - 53,9%, очистных сооружений канализации - 56,2%.
Как так за 20 лет капитализма в России, более чем в 50% раз состарились и износились трубы?
В настоящее время требуют замены 36,5% водопроводных сетей... Существующие темпы нарастания износа (3% в год) превышают объемы восстановительного ремонта. Недавно мне довелось участвовать в программе на местном радио «Эхо Перми», в передаче «Время Ч». Обсуждали мы там вопрос уничтожения Пермских городских предприятий, в том числе и Пермского водоканала. Оппонентом у меня выступал господин Александр Фенев. В свое время он работал одним из заместителей мэра города и имел отношение к сдаче в долгосрочную аренду пермского водоканала. Сейчас он просто депутат Пермской городской Думы. Фенев долго и горячо доказывал, что город (ну то есть его администрация) не может быть эффективным собственником имущества, что если бы Пермский водоканал не был передан в аренду
ООО «НОВОГОР-Прикамье», которая управляется ОАО «Российские коммунальные системы», то его вообще ожидала бы смерть от банкротства.
В том, что в качестве управленцев, администрация города Перми, да что там города, администрация страны России показала себя как полная бездарность, спорить не буду, более того считаю, что так и есть.
Но вот загадка! Как так вышло, что за 20 лет хозяйствования капитализм в России не смог и не может не то что строить и развивать новые, а сохранить существующие системы жизнеобеспечения городов, поселков, сел, деревень?
Загадка эта очень просто отгадывается J
Вода при капитализме в России стала «противная на вкус», потому что случилось ее одно важное качественное изменение, а именно вода стала частной собственностью корпораций и отдельных магнатов. То же случилось с электричеством и теплом…
Ну и вроде бы и что с того? Была вода и система водоснабжения государственная, а теперь нет? Что поменялось - то?
А поменялась сущность: структура, созданная в советской России была централизована планированием и функционировала как единый организм. В этом организме во взаимосвязи находились энергетика, обслуживающая бесперебойную работу водозаборов, очистных сооружений, транспортировку, строительные и ремонтные хозяйства, ведущие учет сетей, контроль за их состоянием, своевременные замены и ремонты, и т.д.
Но потом этот единый организм принудительным образом правительство капиталистической России постановило считать множеством самостоятельных «особей».
В итоге возникло огромное число фирм, корпораций, крупных капиталистов, для которых «части этого советского наследия»
по своей природе инвестиционно привлекательны. Это огромный и растущий рынок услуг… В переводе на нормальный язык: продажа простой воды приносит огромные прибыли, приносит сегодня; и не требует ни каких вложений. Более того, раз труба, по которой эта вода поступает в квартиры «одна», а получающих с нее прибыль много, то в результате правила игры определяет чиновник, сдающий трубу в аренду или продающий часть трубы. А как следствие этого корпорации, фирме, холдингу, продающим через эту трубу свою частную воду, нет никакого резона заботиться об этой трубе. Более того все капитальные ремонты, замены, апгрейды - это преступное залезание в прибыль! Зачем это надо корпорации? Пока есть хоть какие - то трубы, вода по ним идет, значит и прибыли растут, а что там будет потом? А какая владельцам воды разница? У них потом будет дом в Куршавеле, Нью-Йорке, Париже или еще где-то в хорошем месте, будет цивилизованная, обеспеченная жизнь, полная интересных путешествий по самым красивым местам мира…
Вот и ржавеет вся российская система…
Потому как невозможно одну хозяйственную систему запихнуть в другую. Мы упираемся в один жесткий факт: никогда российский капитализм не будет эффективен, так как он вынужден развиваться на наследии, которое построил Советский Союз, а это наследие российскому капитализму не по зубам. Все, что он может - это «разрушить все до основания»…
И значит, чтобы пить нам чай из чистой воды, в любом районе, любого российского города, надо всего ничего: чтобы та самая система, что была построена в советской России, снова заработала, но уже в новых социалистических условиях нашей родины J