Из Белозерских писцовых книг.

May 03, 2011 14:53

                                                             1677 год

Город Белоозеро, по осыпи рубленой  (под понятием  «город» подразумевается  «вал»). На нем восемь башен, крыты тесом. В городе двое ворот  мерою (?) город по осыпи пятьсот пятьдесят сажен с полусаженью. В городе соборная церковь во имя Преображения Господня  деревянная, шатровая с трапезной крыта тесом.

На современном соборе висит табличка с надписью, что собор

построен (начало строительства) в 1668 году. В писцовой книге

же 1677 г упоминается собор деревянный. Получается что к

тому времени собор еще не был каменным. В книге дана

подробная опись всей церковной утвари и икон. Судя по

описанию утварь была очень богатой.

У церкви колокольня рубленная, на колокольне четыре колокола, по  сказке протопопа тридцать пудов. А строена соборная церковь и в церкви образа и книги и всякая церковная утварь казною великого государя и подаянием всяких чинов людей. Да соборную церковь вновь строят каменную, казною же великого Государя и подаянием всяких чинов людей. В городе же двор  воеводской. Да место дворовое дьяческое. Приказная изба ветха губная изба, да тюрьма да сторожня, да погреб  где пороховая и свинцовая казна,  да губная изба пишут в ней площадное письмо.

Место дворовое преосвященного Симона архиепископа Вологодского и Белозерского.

Дальше идет описание, кому принадлежали дома и какая

площадь занята под огороды.

Внутри же города во дворе Посадской  человек Любимко Герасимов.

Упоминается вся семья.

Во дворе Посадской  человек Ивашка  Семенов сын Уконников,  пишет на площади       (?)

На том же место стоит избы ветха Ферапонтова монастыря.

Против тех мест  огородное место владеет заплечный мастер (кнутобоец) Афонька Васильев.

Упоминается вновь поставленные амбар  Ивашки Иванова  сына Турзанова, который поставлен после литовского разорения  (1613).

Идет опись дворов посадских людей.

… отмеряно в прибавку  против челобитья Кириллова монастыря властей  всего в длину семнадцать, а поперек четырнадцать сажен вместо их прежнего места, потому  что подле прежнее их место поставлена тюрьма и тюремная сторожня.

… место пустое  в длину семь  сажен с полу саженью, а попереч пять сажен без трети да подле того монастырского места отмеряно поддворов  Троицкому монастырю, что на устье Шексны реки.

Описание дворов посадских людей.

Двор Белозерского пристава Ивашки Иванова сына Прохорова.

… Во  дворе Белозерской съезжей избы сторож  Ивашко Яковлевич сын Гостинской (?)

… во дворе Белозерской  съезжей избы  сторож Алешка Афанасьев сын Гостинской (?)

… Место порожни Белозерского уезда Кирилова монастыря…

В третьем месте в том же огородном месте в длину двенадцать сажень попереч тоже. Теми  обеими местами владели воеводы. От соборной каменной церкви в длину по городовому мосту порожево места  тридцать восемь сажен. Подле мосту на том месте была церковь Преображения Господня с пределы, да тамошних и посадских, и всяких жилецких людей лавка и амбары и хлебная площадь..

Подле того же мосту по обе стороны к богословским воротам в длину двенадцать сажен; лавки и амбары  вывезены за город на посад.

Внутри города одиннадцать колодезей  да три пруда, один в длину тридцать сажен, попереч четырнадцать сажен, другой пруд в длину двадцать три сажени попереч восемнадцать сажен, третий пруд   в длину двадцать три сажени попереч тринадцать сажен, с тех прудов от умножения воды  выведены трубы под вал за город….

По некоторым сведениям прудов в старом городе насчитывалось 7. Очевидно, указаны наиболее крупные, в 1930 году их было 4. в старом городе было 4 лавки.

…А что в прежних писцовых книгах 131 года(?) на беле озере в городе дворы помещиковы и вотчинников были написаны:

Перечислено 27 дворов.

Неясна дата 131 года. До этого упоминается 182.

В перечисленных дворах упоминается слова: «двор смолнянина»

(13 раз), «белянина»  (1 раз), «две подрядные избы подьячего

Богдашки  Мижуева», последняя изба подьячего Петра

Набакова». Какой площадью  владел каждый из них неизвестно.

«И старожилы сказали, не ведают». Разница   в годах переписи 51 года  (131-182 год, судя по словам писцовой, книги внутри вала (города) селились и простые люди.

Церковь во имя апостола и евангелиста  Иоанна Богослова деревянная Клецки (?), а в ней два предела чудотворца Кирилла Белозерского да Семеона Стольника. Да к церкви денсус (?) стоящей на красках

Перечислена церковная утварь и образы.

На колокольне три колокола  по скаске той церкви попа Петра весом два пуда  тридцать гривенок.  Строения церкви  и образы  и церковная утварь  мирских людей. У той церкви старого кладбища нет, для того, что приходских людей нет, а вновь  отмерить невозможно для того, с одной стороны большая дорога  с другой  площадь ставится с хлебом  и со всяким товаром. Дано   к церкви  против попова челобитья сенных покосов из заболоцких пашен пошеня кнешухинская  (?)  сена двадцать копен для того, что других приходов у этой церкви нет и кормить священника не чем. Да и на площади таможня да гостиный двор…

… Да на площади  же круничный двор на вере за белозерцы посадскими людьми. Да у площади земская изба, где сидят земской староста с посадскими людьми. Да у площади ряды, да в рядах лавки.

Перечисляется 62 лавки. Указывается хозяин каждой, размер ее,

сумма оброка. У некоторых указано, каким товаром торгуют.

Указаны пустые места, где были лавки часто встречается

«Щепетинный товар» (?). лавками владеют посадские люди.

Оброк был в несколько «алтын» и «денги». Упоминается купец

Ивашка Ширяев (?). по летописям известно, что Иван Грозный

дал грамоту купцам  Ширяевым (?) «беспошлинной торговли».

…На посаде церковь каменная о пяти главах во имя Успения Пречистой Богородицы.

Речь идет об Успенском соборе построенном в царствование

Ивана Грозного. Тогда была единственная каменная церковь.

А в ней два пределы: предел Алексея митрополита, другой предел входа в Иерусалим  господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. На церкви главы крыты чешуей деревянною церковь покрыта тесом.

Перечислены церковная утварь и образы.

На колокольне пять колоколов  в большом весу, по подписи, девяносто пудов, в четырех, по смете(?) двадцать пудов, да на колокольне же часы, другая церковь во имя Богоявления Господня деревянная, шатровая о двухверхах, с папертью, крыта тесом, а в ней предел Благовещения пречистой Богородицы.

Перечислены церковная утварь и образы.

Церкви каменная и деревянная, с пределы и в церквах образы и всякая церковная утварь и колокола  строение мирское посадских людей. У церкви старое кладбище с восточной стороны одиннадцать сажен, с южной стороны восемнадцать сажен без трети, с западной стороны  шестнадцать сажен с полусаженью, с северной стороны двадцать сажен, да вновь прибавлено в восточную сторону девять сажен, с южной две сажени с третью, а западную сторону прибавлять нельзя, для того, что проезжая улица, а меряно кладбище от каменной церкви. Да под кельи, что строили на монастыре близ церквей отмеряно церковной же земли за кладбищем против старого их келейного места.

Монастырь (Васильевский) находился на улице Фрунзе-

Советский проспект   (на этом месте  потом было

медучилище). Перечисляются дворы и их владельцы вокруг

этой церкви. Опять упоминается: «И  в нынешнем 184 году…»

Упоминаются споры о земельных участках. Упоминание

«великого Государя и великого князя Федора Алексеевича всея

великих и малых и белых  России Самодержца. Упоминается

Аксенко Федоров сын  иконописец, тридцати лет.

В Вознесенской улице  церковь Вознесения Господа Бога  и Спаса нашего Иисуса Христа с пределами, деревянная,  клетцким с трапезною и с папертью, крыта тесом.

Перечислены церковная утварь и образы.  Главный образ - Вознесения Господня.

На паперти (?) четыре колокола, по смете(?)   четыре пуда. Церковь и образы и церковная утварь, и колокола по скаске  старожилов  строение мирское приходских людей. У церкви в восточную сторону старого кладбища двадцать одна сажень с полусаженью, в  южную сторону пять сажен с  третью, вновь прибавить нельзя, потому что проезжая улица.

Подле церкви другая церковь Чудотворца Николая, деревянная  клетцки (?), с папертью, крыта драницами.

… Да на колокольне четыре колокола, а в них весом по скаске той церкви попа Ивана полдевята пуда.

Находилась между Воскресенской и Вознесенской улиц. При

ней было кладбище.

В Воскресенской же улице место дворовое и огородное Александрова монастыря Свирского Чудотворца.

…подле Предтеченской - монастырь(?) место пусто….

…Двор пуст посадского человека прежнего палача Васьки Григорьева сына Паутова, стар и слеп, бродит в мире.

…Двор Живоначальной Троицы Сергиева монастыря…

В рукописи утерян 57 лист, судя по 58 речь идет об

Егориевской церкви.

На колокольне четыре колокола, по смете (?) пятнадцать пудов.

… И церковь и в церкви образы и всякая утварь, и колокола строения приходских людей.

Да подле той старой церкви строят вновь церковь шатровую с трапезною и с папертью, о двух верхах, крыта тесом.

У церкви есть кладбище. Дальше идет перечень дворов по

Егорьевской улице. В книге нет листа 64, дальше речь идет о

какой то церкви, описание церковной утвари..

…Да на колокольне четыре колокола, по скаске  старожилов  шесть пудов с полупудом.

Имелось кладбище. Дальше идет упоминание о Георгиевской

улице. Упоминается улица Боброва (возможно Бобровая?).

В той же улице  (Бобровой) церковь во имя  Архистрата(?) Михаила  с пределы, деревянная,  клетцки, с трапезною и с папертью, крыта тесом.

Упоминается, что  в церкви были местные образы, т.е

Белозерских иконописцев.

…На колокольне четыре колокола, по смете(?) семь пудов  с четвертью

Имелось кладбище.

….Церковь и церковные строения  приходских людей. В той же улице двор Ферапонтова монастыря.

Идет описание дворов (по улице Боброва). Дальше идет

описание дворов  по улице ивановской, на которой был двор

Благовещенского монастыря Белозерского уезда, двор

Троицкого монастыря (в устье Шексны). Липин Бор назывался

«Липовый Борок»

В той же Ивановской улице  церковь во имя Рождества Иоанна  Предтечи с пределом, шатровая, с папертью, крыта тесом.

Описание церковной утвари.

На колокольне четыре колокола, по смете (?) семнадцать пудов. Подле той же церкви церковь теплая во имя Живоначальной Троицы, деревянная, клетцки, с папертью, трапезной, крыта тесом.

Описание церковной утвари. Все на средства прихожан.

Имелось кладбище. Описание дворов по улице Здыхальней.

…В то же улице (Здыхальне?) церковь во имя Рождества Христова, деревянная, шатровая, с трапезною, и с папертью с пределами, крыта тесом.

Описание церковной утвари.

…На колокольне четыре колокола, по смете (?) двадцать пудов.

Имелось кладбище. Упоминаются улицы Телевина (?),

Ракульская, Щеголева, Сорина.

В Петровской улице церковь стояла во имя верховных апостолов Петра и Павла с пределом, шатровая, с трапезною, и с папертью, крыта тесом.  Подле той церкви другая церковь с пределом, шатровая, деревянная, с трапезною, и с папертью, крыта тесом, во имя Иоанна Златоустого. На колокольне четыре колокола, по смете (?) шестнадцать пудов.

Имелось кладбище. Упоминается Петровская улица,

Андреевская.

В той же Андреевской улице церковь во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня, с пределом, шатровая, с  трапезною, и с папертью, крыта тесом. На колокольне шесть колоколов, по смете (?) весом двадцать пудов, да на колокольне же часы.

Имелось кладбище. На этой же улице двор монастыря

Кирилова-Новоезерского Чудотворства. Упоминается улица

Кракульского. По берегу белого озера находились дворы от

улиц Ракульской до улицы Щеголева

….От Щеголевы улицы до Ивановской улицы по берегу озера -дворы.

Идет перечисление дворов. В основном жители этих улиц -

рыбаки.

На Афаносове (улица) же церковь подле озера на берегу, во имя Святые Великомученицы Параскевы нареченной Пятницы, с пределом, с трапезною, и с папертью, крытая тесом.

В деревне Ямской стояла церковь (низ сохранился до сих пор)

Параскевы пятницы. Церковь стоит на берегу канала. Очевидно

около этого места, (но на том берегу) находилась упоминаемая

здесь церковь. В описи указана церковная утварь и образы.

На колокольне четыре колокола, по смете (?) шесть пудов

Имелось кладбище. Упомянута улица Петровская, Андреевская

Парышкина (Нарышкина).

Улицы Белозерска 1667 года

1.      Пречистенская  (около Успенского собора)

2.     Десятская

3.     Красный  посад

4.     Залужье

5.     Сковоридино

6.     Вознесенская

7.     Воскресенская

8.     Полатная

9.     Пробойная

10.                       Петровская (к озеру?)

11.                       Егорьевская, Геориевская (одна и та же?)

12.                       Бобровская (Бобровая?)

13.                       Ивановская

14.                       Здыхальная

15.                       Полевина

16.                       Щеголева (к озеру)

17.                       Ракульская

18.                       Сорина

19.                       Андреевская

20.                       Кракульская

21.                       Афанасова

22.                       Парышкина (Нарышкина) конец

23.                       Телегина (около озера)

24.                       Заболотка.

Церкви, упоминаемые в книге 1667 год

1.     Соборная церковь во имя Преображения господня (в валу)

2.     Церковь Иоанна Богослова (за мостом)

3.     Успения Пречистая Богородицы (Успенский собор)

4.     Богоявления Господня  (ныне церковь Богоявления)

5.     Вознесения Господня (на улице Вознесенской)

6.     Церковь Воскресения Христова

7.     ??? (Егорьевская?)

8.     ??? (Георгиевская?)

9.     Собор Архистрата (?) Михаила  (Бобровская улица)

10.           Церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи (Ивановская)

11.           Церковь Рождества Христова (Здыхальная)

12.           Церковь Петра и Павла (Петровская)

13.           Церковь  во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста господня (Андреевская)

14.           Церковь  Великомученицы Параскевы  Пятницы  (Афанасово)

Все церкви за исключением Успения  (1553-1574) были деревянные. Каменные построены позднее.
Previous post Next post
Up