Моя первая попытка рассказа
для Псинавигатора Как-то весной мой сын расспрашивал меня, как разговаривают разные животные. Дойдя до льва, мы начали дружно и весело рычать на разные лады. В какой-то момент я рыкнула то ли чуть громче, то ли чуть ниже, то ли чуть дольше, не знаю. Но ребенок испугался. Бросился с плачем ко мне. Игра была забыта, слезы вытерты, а страх перед львами остался. Сердящаяся порой мама была наречена львом. Потом, на даче, ребенок стал порой прибегать испуганно твердя, что там, где он только что был - лев.
Опровергать и доказывать, что льва там нет и быть не может было, естественно, бесполезно. Ведь существовал он во внутреннем мире сына, а не моем. В моем мире льва никакого не было. Доказывать ребенку собственную правоту было бы обманом и сообщением вроде: «Себе не верь. Верь мне. Льва нет». А это, как Вы понимаете, отучает опираться на собственное восприятие мира. Естественно, когда в большом количестве.
Я стала его расспрашивать, какой он лев (для того, чтобы как-то себе представить это пугающее существо). Тот, самый страшный, от которого малыш убегал, был большой и черный. Потом выяснилось, что львы бывают еще желтые, красные, зеленые, коричневые. А страшные только черные.
Когда наш страшный черный лев «приходил», мы шли вместе с сыном в то место, где он его видел. Ходили мы вместе туда, чтобы увидеть одну и ту же картинку, а именно пустое, «безлёвное» помещение. Отрицать наличие льва «не глядя» было бы большой ошибкой. Как я могу об этом знать, если не посмотрела, а он видел. Если говорить «нет там никого», ребенку транслируется то же сообщение, о котором я упоминала выше.
Через какое-то время, поднимаясь в очередной раз на второй этаж в поисках льва, я придумала песенку, которая, как нельзя лучше способствует уходу льва и спела ее.
Скажу честно, сделала я это интуитивно. Но послужила она важной цели: у ребенка появилось средство совладания со страхом.
Песенка была «волшебной» и звучала как-то вроде: «Уходи большой лев, уходи маленький лев, уходи черный лев, уходи и не приходи». Уже точно не помню, ибо в процессе пения ее снова и снова изменял мой сын.
Поднявшись с этой песенкой наверх и естественно, не найдя там льва, мы предположили, что львы благодаря ей уходят. Еще несколько раз мы попробовали вместе, а потом я предложила сыну спеть волшебную песенку и посмотреть самому, не ушел ли лев. Как ни странно, зверя там не оказалось.
Иногда сын еще прибегал, прося меня посмотреть на льва, который опять пришел. Но это случалось все реже.