Почему нежелательно сравнивать детей

Mar 17, 2012 19:17

Сперва пример того о чем пойдет речь: у ребенка (пусть будет Вася) 4 лет есть приятель (Петя) на два года старше. Ребенок, которого мама Васи считает самостоятельным и достойным примером для своего. И иногда, приводит его в пример. Вася не любит одеваться и раздеваться сам, и мама ему говорит "вот ты не любишь одеваться сам, вот Петя сам одевается всегда, он уже взрослый, ты же то тоже хочешь быть взрослым, давай сам одевайся".
Мама руководствуется благими намерениями: пробудить в ребенке азарт, стремление достичь того, что уже умеет значимый для ребенка приятель.

Я хочу посмотреть обратную сторону этого процесса:
В первую очередь речь идет о регулярности\нерегулярности таких сравнений. А так же важна адекватность требований родителя.
4-х летний ребенок априори не может обладать теми же навыками, что и 6-ти летний. Так же как спортсмен занимающийся полгода не соревнуется с теми, кто в спорте 5 лет. Для каждого уровня подготовки своя группа на соревнованиях. Поэтому не стоит сравнивать с тем, кто старше. А для детей 2 года очень существенная разница.
Немного другое касаестся примера родителя - тут это может быть очень даже полезно, если инициатива идет от ребенка: хочу как папа резать ножом мясо. Ок, дорогой, будешь как папа, но для того, чтобы это было надо пройти такие-то этапы (научиться держать правильно нож, резать какое-то время вместе с папой, какое-то время под присмотром папы, какое-то время мягкое мясо и т.п.). Или, наоборот, нет, милый, это можно делать только когда (например, твои руки оказываются сильно выше стола, на котором это происходит, а это позволяет только рост, вырасти можно только за такое-то время).
Если сравнение становится способом мотивации, то для ребенка оно может звучать (а может и нет) как информация о том, что другой ребенок для мамы лучше него. Дети не умеют обобщать или думать 2 мысли сразу (например, маме больше нравится как Петя ездит на велосипеде, зато меня мама любит больше/покупает мне апельсины слаще и т.п. Для него в этот момент времени существует только факт, что Петя нравится маме больше. Хорошо, если это сравнительная степень, а не "Петя нравится, я нет") И соответственно, если такое повторяется часто (а это часто для каждого ребенка свое - зависит от восприимчивости, ранимости и многих других, порой, врожденных факторов) такое ощущение у ребенка может закрепиться на основе повторения одного и того же опыта. Так же как мышца накачивается при повторении одних и тех же упражнений. И именно это накопление опыта+желание все же понравиться маме часто дает эффект того, что сравнения помогают. Вопрос в том, надо ли оно такой ценой? Для каждого этот выбор свой.
И еще один фактор: можно сравнивать действия, а можно чувства. В нашем примере другой мальчик не просто умеет, а любит одеваться. И тут очень опасная зона. При том, что мы называем чувства словами, зачастую разные люди переживают эти слова по-разному. И если кто-то чувствует правильнее, чем я (ребенок), то мои чувства, что, хуже? Не нужны? Так может рождаться запрет на какие-то чувства. Например, любить одеваться самому хорошо, а любить, чтобы одевала мама плохо. На примере взрослых: расчесываться\причесываться самой хорошо, а получать удовольствие от прикосновений парикмахера, - разврат (это не следствие, просто другой пример).
Еще раз кратко: уж если сравнивать то редко, выделяя при этом то, что у ребенка получается лучше, чем у того, с кем сравнение, сравнивать навыки, а не чувства и не их выражение, сравнивать то, что ребенку самому интересно научиться делать.
Про соревнования сверстников - немного другая история. Во-первых, стартовые условия равны, во-вторых, они видят и участвуют в самой борьбе, и в третьих, если ребенок переживает поражение, мама может быть на его стороне, пожалеть, успокоить, поддержать. А одновременно и объявить ребенка "проигравшим" и поддержать довольно трудно.
В завершении хочется сказать, что мотивация не такое однозначное понятие как кажется (традиционное представление, что чем она выше, тем лучше). Однако высокая мотивация полезна для целей средней значимости (одеваться, резать ножом), цели же имеющие слишком высокую значимость (как получить таки мамину любовь) высокой мотивацией чаще блокируются чем достигаются. Потому что слишком высоко напряжение и слишком дорого поражение.

Родительские послания, Дети, Мои комментарии

Previous post Next post
Up