Магнитка - то, что было невозможно

Jan 31, 2016 20:18

31 января 1932 года была "задута" первая домна Магнитогорского металлургического комбината -советского индустриального "гиганта", уникального предприятия, как в наши дни, так и 84 года назад.

Задолго до революции В.И. Ленин писал, что Россия находится "в выгодных условиях, что она располагает … гигантскими запасами руды (на Урале), топлива в Западной Сибири (каменный уголь)… Разработка этих естественных богатств приемами новейшей техники даст основу невиданного прогресса производительных сил".



Но с разработкой уральских железных руд были проблемы. Во-первых - дореволюционная бюрократия, а во-вторых - отсутствие системности, выражающейся в полной инфраструктуре на месте разработки. "Скорее всего, именно отсутствие значительных лесов помешало строительству металлургического завода у горы Магнитной, о гигантских запасах руды которой было известно еще с XVIII века". Мысль была в том, чтобы соединить Кузнецкий бассейн с его богатыми залежами коксующихся углей с железнодорожными путями и построить мощные домны, однако, не получилось.

Магнитка - это невозможно, говорили многие. Так, весной и летом 1917 года по приглашению Временного правительства на Урале и в Западной Сибири побывала специальная американская миссия, которая сделала вывод о невозможности комплексного использования железорудных богатств Урала и углей Кузбасса. Заключение американских экспертов дало в руки правительственных чиновников еще один довод для отклонения новых попыток приступить к развитию производственных связей Урала и Сибири.



Но то было Временное правительство. Постановлением Президиума ВСНХ от 28 марта 1918 года был создан Уральский горнозаводской комитет, которому поручалось выяснить природные богатства Урала и Кузнецкого бассейна и составить планы их наиболее рационального использования. Зимой 1918 года по указанию Ленина горно-металлургический отдел ВСНХ объявил конкурс на проект создания единой хозяйственной организации, охватывавшей область горно-металлургической промышленности Урала и Кузнецкого каменноугольного бассейна. Урало-кузнецкая проблема подробно обсуждалась на I Всероссийском съезде советов народного хозяйства, проходившем в мае-июне 1918 года. Съезд указал, что главный выход из тяжелого положения с металлом в стране - в перемещении центра промышленности на Восток, в создании мощной угольно-металлургической базы на Урале и в Западной Сибири.

Дискуссии шли все начало 20-х годов. Специалистами и экспертными комиссиями было неопровержимо доказано, что, несмотря на значительное транспортное "плечо" в перевозках угля, себестоимость полученного металла должна быть не выше, чем на Криворожском заводе, что объясняется исключительным богатством магнитогорских руд, находящихся почти на поверхности.

Руководство страны начало предпринимать конкретные шаги по созданию Урало-Сибирской угольно-металлургической базы. В мае 1925 года в Свердловске началось проектирование Магнитогорского завода, а в ноябре 1926 года президиум Уральского областного СНХ утвердил место строительства завода - площадку у горы Магнитной. В декабре 1928 года сессия технического совета Государственного института проектирования металлургических заводов (Гипромез) утвердила проект, разработанный УралГипромезом, и в соответствии с решением объединенного заседания СНК СССР и совета труда и обороны от 17 января 1929 года началось строительство Магнитогорского металлургического завода.

10 марта 1929 года к Магнитной горе на место строительства самого крупного предприятия черной металлургии страны. 30 июня 1929 года постройка железнодорожной ветки Карталы - Магнитогорск была закончена, и на строительную площадку стали прибывать рабочие со всей страны. Для проектирования и консультации строительства основных сооружений привлекались также зарубежные специалисты, прежде всего американские.



На строительстве, в основном, использовался тяжелый ручной труд тысяч людей, приехавших со всего Союза. Магнитка строилась в рекордно короткие сроки. Работа продолжалась и осенью, и зимой. Когда дни стали совсем короткие, строительную площадку освещали прожекторами, но работа не прекращалась.
31 января 1932 года, несмотря на протесты американских инженеров, считавших необходимым отложить пуск до весны, была задута первая домна, а 1 февраля был получен первый чугун. Рождение Магнитки состоялось. Летом 1932 года дала первый чугун домна № 2 "Комсомолка".

И вот что получается, в Магнитку мало кто верил. Невозможно - это то слово, которое звучало вокруг стройки. Невозможно построить, построить так быстро, построить такие мощности, доставить, сделать, запустить... И какие заключенные строили Магнитку - глупости. Заключенные не строят в рекордные сроки - первоначально строительство предполагалось завершить к 1 января 1934 года, однако вскоре эти сроки были пересмотрены. Основные работы по строительству начались только летом 1930 года, а уже 1 февраля 1932 года был получен первый чугун.

Строители Магнитки стали творцами нового уникального опыта: построили в сжатые сроки и при минимальных технических возможностях. Кроме того, они в гораздо быстрее установленных американскими специалистами сроков завершили строительство магнитогорского коксохима. Бригада бетонщиков Х. Галлиулина установила мировой рекорд замесов на бетономешалке, который так и остался непревзойденным. Ставили рекорды скорости и бригады арматурных работ, и монтажники. В мировой практике еще не встречались такие темпы работ, впрочем, как и примеры запуска доменной печи в суровых условиях уральской зимы.



Американские специалисты вообще част о ошибались в оценках строителей: так, они протестовали против применения на строительстве укрупненного монтажа конструкций. Однако это позволило значительно сократить сроки возведения объектов, например наклонного моста домны № 1. Кроме того, впервые в мировой практике был разработан метод добычи железной руды в открытых карьерах. Это смелое техническое новшество позволило достичь на магнитогорском руднике уже к 1936 году выработки 5,5 млн. тонн руды, что составляло 20 % всей железной руды в СССР.

Первая, уникальная и единственная - Магнитка, детище своего времени, советский подвиг и "золотые буквы" в истории страны.

(цит. по http://mmk.ru/about/history/construction_of_the_magnitogorsk/)

техника, память, история, прошлое, инженеры

Previous post Next post
Up