Вызовы КНР в Южно-Китайском море - участие ТТП и ВВС США в конфликте

Dec 28, 2015 01:11



В прошлом посте я цитировала статью китайского дипломата Фу Ин "Отношения Китая, России и США - это неравносторонний треугольник". В ней, в частности, она перечислила разногласия между США и Китаем "по вопросу Южно-Китайского моря, Тайваня, прав человека, экономических и торговых вопросов и т.д. Китай крайне обеспокоен планами США о создании военного союза в АТР, особенно после после объявления Америкой стратегии переноса в Азию . Некоторые союзники США в Азии для укрепления своей позиции в территориальных и морских спорах с Китаем, приглашают США стоять на своей платформе, делают все возможное, чтобы США могли принять участие в споре с Китаем. Это очень опасно и напоминает блоковую политику времен холодной войны".

Территориальный спор в Южно-Китайском море в 2015 году набирает обороты, хотя на фоне Украины, ИГИЛ и Сирии он отошел даже не на второй - на третий план. По крайней мере, в основных СМИ. Причин, по которым КНР, Вьетнам, Тайвань, Филиппины, Малайзия, Бруней и Индонезия предъявляют права на острова Спратли, несколько.

Первая, конечно, заключается в том, что Южно-Китайское море - начало Шелкового пути, важнейшая торговая и военно-стратегическая транспортная магистраль. Понятно, почему Пекин придает такое значение островам - они расположены на морских путях из Индийского океана в Тихий и военные базы там могут легко перерезать пути снабжения КНР нефтью и сырьем, а также разорвать связь страны с Ближним Востоком, Африкой и Европой. Вторая - район островов богат углеводородами, в середине 80-х, когда там были обнаружены крупнейшие в Азии залежи нефти и природного газа, стоимостью более в чем $1 трлн.

Диспут в Южно-Китайском море начался после окончания Второй мировой войны, КНР за острова с начала 70-х годов ссорится с Вьетнамом. Согласно решениям Каирской и Потсдамской конференций, все китайские территории, оккупированные японскими войсками, должны быть возвращены Китаю, поэтому Пекин считает острова своими. Между КНР и Вьетнамом были два крупных военных конфликта в 1974 и 1988 гг., во время которых погибло более 70 жителей Вьетнама.

В настоящее время Вьетнам контролирует 29 островов, Филиппины - 7, Малайзия - 3, Индонезия - 2, а Бруней - 1. Китаю принадлежат 9 островов, и один остров принадлежит Тайваню. Запомним это и еще раз перечитаем, что написала Фу Ин. "Некоторые союзники США в Азии для укрепления своей позиции в территориальных и морских спорах с Китаем, приглашают США стоять на своей платформе, делают все возможное, чтобы США могли принять участие в споре с Китаем. Это очень опасно и напоминает блоковую политику времен холодной войны".

Сказать, что США участвуют в территориальном споре - не сказать ничего. Официальный Вашингтон не признает принадлежность части островов Китаю. То, что Пекин затеял масштабный и амбициозный проект по созданию целого ряда искусственных островов, обеспечивающий на его фактических южных границах дополнительный кордон безопасности, особенно беспокоит Вашингтон. Факт, что национальная нефтехимическая корпорация Sinopec объявила о начале строительства хранилища топлива на острове Юнсин архипелага Сиша (Парасельские острова) не добавил в ситуацию спокойствия.

В конце октября в исключительную двенадцатимильную экономическую зону вокруг китайских островов вторгся американский эсминец, а в ноябре - в воздушное пространство Китая в районе архипелага Наньша в Южно-Китайском море вторгся стратегический бомбардировщик ВВС США B-52. "Полетав и понюхав", США создали нужный градус напряжения в районе и развернули активную "блоковую" деятельность.

Транс-Тихоокеанское партнёрство (TPP) потихоньку набирает обороты "военного давления" и превращается в политический и экономический антикитайский союз. 17 ноября министры иностранных дел Японии и Филиппин заключили соглашение о поддержке Манилы со стороны Токио в территориальных спорах в Южно-Китайском море. В спорную акваторию готовятся войти корабли японских ВМС. Туда же собрались, якобы для обеспечения свободы транспортного сообщения в Южно-Китайском море, самолёты австралийских ВВС.

Япония - отдельный вопрос. Она в начале 2015 года утвердила крупнейший за всю историю страны военный бюджет - 42 млрд. долларов, а в мае - правительство Японии утвердило закон о возможности применения вооруженных сил страны за пределами государства, отменив действовавший ранее запрет на проведение военных операций за рубежом. Одновременно активизировалось военное сотрудничество Японии с Филиппинами, претендующими на четверть островов архипелага Спратли. Совместные японо-филлипинские учения в море - это первый шаг к военному сотрудничеству. Плюс- военное сотрудничество США с Филлипинами, продолжающееся с 20102 года.

И, наконец, Тайвань, который владеет только одним островом. 12 декабря Тайвань отправил своих чиновников на остров Бабинь, входящий в состав вьетнамского архипелага Чыонгша (острова Спратли), и проинформировал о введении в эксплуатацию некоторых объектов на этом острове. США, в свою очередь, возобновили поставки оружия в Тайвань: 16 декабря правительство США объявило о продаже Тайваню оружия на общую сумму в $1.83 млрд. Таким образом США влезли не только в конфликт в Южно-Китайском море, но и во внутреннюю политику КНР в Тайване.

Вьетнам, контролирующий большую часть островов, увеличил финансирование своего военного сектора и закупил у России ракеты, способные противостоять авиационным атакам, позже Вьетнам и США провели совместные морские учения. Тем не менее, Вьетнам стоит в стороне от "блоковости" - он выбрал сотрудничество с Москвой, игнорируя указания Вашингтона и экономические инициативы Китая (Шёлковый путь или Азиатский банк инфраструктурных инвестиций).

Констатируем: на южных границах Китая идет провокация еще одного конфликта и создание новой точки напряженности. До этого вялотекущий территориальный спор переводится в фазу "кипения", для чего США используют как "экономические" союзы (ТТП), так и откровенно провокативные методы. Таким образом, помимо "Дуги" с Ближнего Востока, конфликта с уйгурами, диверсий на финансовых рынках и Гонгконга, для дестабилизации Китая используются Южно-Китайские острова. Вопрос: как, осознавая эти вызовы, Китай планирует их решать? Если нет планов вступать в политические союзы - один на один с США? Посмотрим за развитием событий.

политика, Китай, пресса, прогноз, история, Империя Зла, мысли, инфоповоды - развитие

Previous post Next post
Up