Гимн инженерам, науке, образованию и... "Таинственному острову"

Nov 20, 2015 22:20



11 ноября к 177 годовщине запуска первой в России железной дороги - 24-километровой Царскосельской магистрали от Санкт-Петербурга до Павловска - ИА REGNUM опубликовало мою статью " Царскосельская железная дорога - 27 километров в будущее", рассказывающую о важности "железки", о ее строительстве, о развитии железных дорог России и, главное, о том, кто строил.

Дело в том, что век "кнопок" отучил человека от удовольствия знать, как устроен окружающий мир. Зачем изучать принципы радио, а потом долго паять радиоприемник, если в соседнем сетевом магазине продаются гаджеты на любой вкус. Удовольствие от труда, достижения цели, познания, и, собственно, творчества, давно перестало быть определяющим в качестве жизни человека. Самый важный, на мой взгляд, шаг к расчеловечиванию сделан - он лишен смысла труда и его сути.

Статья и упоминание в ней имени героя одной из моих любимейших книг детства - "Таинственный остров" Жюля Верна - ученого и инженера-железнодорожника Сайруса Смита, заставила меня вернуться на много лет назад. Когда написанная простым языком книга для детской и подростковой аудитории произвела впечатление настолько, что в толстом "талмуде" не осталось незасаленных страниц. И в итоге она развалилась по корешку - других шансов при таком количестве прочтений и не было.



Роман "Таинственный остров" - это настоящий гимн знанию, науке и труду. И в особенности, гимн человеку, который в высшей степени среди случайно попавших на остров людей этим овладел - инженеру. Даже не буду упоминать подлую и откровенно пустую "рецензию" некоего Веллера, прославившегося "чернухой" с Невского проспекта. Литературу моего поколения и более старших поколений выдирали из голов и сердец именно такими мерзкими пасквилями.

Не якобы "картонность" героев, а их простота, не наличие интеллигентских метаний, а коллективизм и товарищество, а также победа над сложностями и сила духа колонистов - вот что покорило сердца читателей и дала не одному поколению ребят стимул познать мир и привило любовь к труду и познанию.

Прочитать про железную дорогу можно здесь, я начну цитирование с абзацев про инженеров и принципы русской инженерной школы, которые, как мы увидим дальше, перенимали "столпы" нынешнего инженерного образования.



"Безусловно, и технологии на Западе закупались (как во времена Петра I, так и до него и после) и «варяги» приглашались. Тем не менее, если вопрос «как делать?» какое-то время оставался открытым, то на вопрос «кто будет делать?» ответ был дан более чем успешный - создание железнодорожной отрасли в 40−80-х годах XIX века стало возможным только благодаря русской инженерной школе и системе инженерного образования.

Основы русской инженерной школы были заложены в стенах Института корпуса инженеров путей сообщения, созданного указом императора Александра I в 1809 году. Институт явился первым транспортным и строительным высшим техническим учебным заведением в стране. Он не имел факультетов и готовил инженеров путей сообщения широкого профиля - по проектированию, строительству и эксплуатации всех дорожных и гидротехнических сооружений.

В вузе готовились не только будущие инженеры по строительству дорог, мостов, транспортных средств, но и будущие преподаватели многих специальных технических дисциплин. В 1820 году при институте была образована Военно-строительная школа путей сообщения - среднее техническое учебное заведение, где занятия проводились профессорами и преподавателями вуза.

Говоря о русской инженерной школе, самобытной и уникальной, невозможно не сказать о главном - ее принципах. С момента становления школы она стояла на трех главных «китах»: академическое образование, передовая наука и современная промышленность. В Институте корпуса инженеров путей сообщения, как позже во всех вузах СССР, изучались фундаментальные естественно-научные принципы, на которые опирались базовые и специализированные курсы инженерных дисциплин. Готовили «Сайрусов Смитов» (кстати, герой романа Жюля Верна «Таинственный остров» был именно инженером-железнодорожником), которые имели широкий кругозор и знали не только свою профессиональную сферу.

Авторитет отечественной системы подготовки инженеров был столь высок, что на Всемирной выставке в Вене в 1873 году методика практической подготовки инженеров Императорского высшего технического училища (сейчас - Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана) или так называемый «русский метод обучения ремеслам» был удостоен Большой золотой медали. Через три года президент Бостонского университета (сейчас - Массачусетский технологический университет - законодатель мод в инженерном образовании) Джон Рункль внедрил систему подготовки инженеров ИВТУ в своем университете. Позже она была перенесена и на другие высшие учебные заведения Америки.

Принципы «русской системы» были просты и продуманны: прежде всего, во главу угла ставилась глубокая практическая подготовка, основанная на реальной работе студентов в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми им после придётся иметь дело на заводах и фабриках. Не менее серьезно инженеров обучали теоретическим предметам на уровне, не уступающем преподаванию этих же предметов в классических университетах. Кроме того, была важна постоянная взаимовыгодная связь высшей технической школы с промышленностью. Русское триединство - образование, наука и промышленность.

К особенностям русской инженерной школы стоит отнести и то, что она формировалась под влиянием специфических факторов российской действительности. К примеру, русскую технику всегда отличали простота конструкции (ее мог освоить и малограмотный человек), ремонтопригодность (трудности со снабжением и обслуживанием), технологичность изготовления (из-за ограниченности ресурсов и производственных мощностей), эксплуатационная надежность (российская техника способна работать и в жару, и в холод, и в грязи, и в песке без нареканий и проблем).

Читать также: Где взять профессионала?

Преемственность русской инженерной школы ярко выразила Советская эпоха - индустриализация, война, эвакуация и разворачивание промышленности в «чистом поле», «русское чудо» послевоенного восстановления, атомный проект, прорыв в космическую эру. Современный инженер - это, прежде всего, специалист широкого профиля, владеющий основами программирования, разбирающийся в схемах и приводах машин, установок и линий, на которых он работает, умеющий определить и устранить неисправность, быстро осваивающий новую технику. Уважение наших традиций, их бережное сохранение и развитие в современном мире - долг будущих поколений. Не одну «блоху» подковал русский человек в своей нелегкой истории.

В материале использованы фрагменты книги История железнодорожного транспорта России СПб, 1994 г.

СССР, пресса, мысли, вспомнила бабка як дивкой была, инженеры, будущее

Previous post Next post
Up