Новости идут ежедневным нескончаемым потоком. В основном, выделяется несколько ярких событий и их распространяют информационные агентства, создавая информационный повод. Бывает, что одно событие накладывается на другое, тогда доминирующая новость может привлекать внимание длительное время. Чаще всего новость живет день, максимум два-три (если это трагедия или серьезное событие мирового масштаба). Обсудили-забыли.
Часто ли мы отслеживаем развитие событий после того, как схлынула его острота и актуальность, даже если оно было нам интересно? По моему скромному мнению, только отшумев в новостных лентах, некое событие становится интересным, так как вплетается в реальность, становится частью быта или бытия некой общности, города, государства. Оно уходит в прошлое, но его развитие формирует некий уклад, и, наконец, отражает процессы внутри самого субъекта.
Отследить развитие информационного повода можно после того, как оно затихло.
Крупные информа-агентства продолжают писать на темы, вызвавшие мировой или региональный резонанс, несмотря на то, что в топы новостей эти заметки, как правило, уже не попадают. Если событие локальное, можно посмотреть местные СМИ, где в потоке более актуальных новостей можно найти какие-то свежие новости. В конце концов, есть интернет и можно открыть сайт, блог или соцсеть интересующего субъекта (человека, города, организации). Предлагаю посмотреть на один уже ушедший с первых полос информационный повод. Начнем с предыстории.
9 августа 2014 года в американской глубинке по имени Фергюсон (штат Миссури) белый полицейский Даррен Уилсон застрелил чернокожего безоружного 18-летнего Майкла Брауна. Юноша отказался подчиниться требованиям полиции и полицейский выстрелил в него шесть раз, нанеся огнестрельные ранения в руку и голову. Произошедшее вызвало протесты и массовые беспорядки в Фергюсоне и в других городах штата Миссури, регулярно проходили многотысячные манифестации, временами перераставшие в беспорядки. Имели место случаи вандализма, мародерства, применения демонстрантами огнестрельного оружия и бутылок с зажигательной смесью. Протестующие требовали арестовать Уилсона и отдать его под суд.
24 ноября присяжные приняли решение не предъявлять Уилсону обвинения в убийстве, после чего сотни жителей города, населенного преимущественно афроамериканцами, вышли на улицы в знак протеста. Снова
начались беспорядки, поджоги, мародерство, вандализм и стрельба. Однако на этот раз пожар охватил всю Америку: акции протестов прошли более чем в 170 городах в 37 из 50 штатов.
3 декабря утихшие было протесты вспыхнули с новой силой: присяжные в Нью-Йорке решили не привлекать к суду белого полицейского полицейского Даниэля Панталео, который 17 июня при задержании задушил чернокожего Эрика Гарнера.
После 3 декабря последовал ряд аналитических статей от информационных агентств, мнения экспертов следовали одно за другим. Желающие легко найдут в сети материалы по событиям конца ноября - середины декабря. Что же произошло после?
С тех пор каждый случай стрельбы полицейских (если тем не повезло быть белыми) в безоружных чернокожих (или не совсем безоружных) вызывал бурление американских соцсетей и массовые гуляния по улицам городов Соединенных Штатов возмущенной общественности. Огласку получил случай в Финиксе, где полицейский застрелил мужчину, приняв бутылку и лекарствами в его кармане за пистолет, и убийство в Кливленде (штат Огайо) где сотрудник полиции застрелил 12-летнего мальчика, размахивавшего в парке игрушечным пистолетом. Можно сказать, что из "горящей" фазы события перешли в "тлеющую".
О каком же конфликте внутри американского общества можно говорить? Лет примерно 10 назад я читала какую-то статью уже не вспомню кого, где говорилось, что к тому моменту, как количество не-белых граждан США превысит 50%, градус внутри страны начнет резко повышаться и неминуемы серьезные катаклизмы. На тот момент, на сколько я помню, их было 40%.
Но дело не только в этом. Система образования, карьерные лифты, социальные блага - все это ну никак не ориентировано на интеграцию чернокожего и приобретение им высокого социального статуса. Не та страна Америка, какой себя рисует: ку-клукс-клан - это не только исторических факт в штатах старого Юга. Рано или поздно противоречия между белым и не-белым большинством так или иначе должны были выплеснуться. В условиях длящегося с 2008 года экономического кризиса это был лишь вопрос времени.
И они
ответили: "полицейские Вэньян Лю и Рафаэль Рамос были застрелены 20 декабря в своей патрульной машине на одной из улиц Бруклина. 28-летний афроамериканец Исмаил Бринсли подошел к автомобилю, в котором находились стражи порядка, и, не сказав ни слова, открыл стрельбу из пистолета. После этого он забежал в метро и застрелился". Всего в 2014 году
погибли на 24% полицейских больше, чем в 2013 году: были убиты 126 полицейских. Из них от огнестрельных ранений погибли 50 человек, что уже на 56% больше - 32 сотрудника полиции погибли от пуль в 2013 году.
Январь 2015 года облегчения не принес:
1.
1 января в пригороде американского Сент-Луиса (штат Миссури) участники протестов против произвола и расовой дискриминации со стороны сотрудников правоохранительных органов в среду попытались занять полицейский участок.
2.
5 января в Нью-Йорке протестующие против жестокости полиции устроили пикеты в ресторанах. Они заходили в популярные заведения на Манхэттене и зачитывали имена афроамериканцев, погибших в последние месяцы от рук белых полицейских. "В США каждые 28 часов стражи порядка убивают по одному чернокожему человеку. Мы хотим положить этому конец", - заявил один из демонстрантов.
3. Полиция не отстает:
5 января в Сан-Франциско два сержанта полиции застрелили мужчину, который проник на парковку у полицейского участка. 32-летний мужчина был замечен на территории, вход на которую запрещен для посторонних. В ответ на требование сотрудников полиции покинуть ее, он потянулся за оружием, которое, как выяснилось позднее, оказалось пистолетом для игры в страйкбол.
4.
15 января в американском Бостоне (штат Массачусетс) несколько десятков человек, участвовавших в акции протеста против жестокости и расовой дискриминации со стороны полиции, перекрыли на некоторое время одну из крупных автомагистралей.
5. А что же злосчастный
Уилсон, который почти сразу после вынесения решения присяжных покинул службу? 22 января ФБР завершило свое расследование в отношении него: в действиях стража порядка ведомство не нашло оснований для выдвижения против него обвинений в нарушении прав граждан. Расследование обвинений в чрезмерном применении силы и совершении дискриминационных действий сотрудниками полицейского управления Фергюсона продолжается.
6. На сайте
Change.org граждане США собирают подписи за принятие "закона Майкла Брауна-младшего", который обяжет полицейских носить на себе видеофиксаторы. По мнению авторов инициативы, это поможет фиксировать все действия полисменов и заставит их внимательно оценивать свои действия.
7. Америка была бы не Америкой, если бы не пошли судебные дела:
31 января власти Нью-Йорка согласились выплатить родственникам чернокожего подростка Рамарли Грэма, застреленного белым полицейским в феврале 2012 года, компенсацию в размере $3,9 млн.
8. Обама заговорил о реформировании
судебно-правовой системы. Выступая с очередным ежегодным посланием Конгрессу "О положении страны", глава Белого дома заявил, что "мы можем по разному относиться к событиям в Фергюсоне и Нью-Йорке, однако, мы должны понимать отца, который беспокоится, что его сын не вернется домой, не подвергнувшись насилию". В то же время, "мы можем понять и жену, вышедшую замуж за полицейского, которая не перестанет волноваться, пока ее муж не переступит порог дома после дежурства".
Фраза Обамы о возможном "разном" отношении к событиям в Фергюсоне и Нью-Йорке красноречиво говорит о том, что единства в американском обществе нет и не может быть. Американский гнойник "толерантности" и псевдотерпимости серьезно расковырян и гной течет наружу. Формат заметки не позволяет привести все события последнего месяца. Пусть они по остроте, слава Богу, уступают декабрьским беспорядкам, но мы можем констатировать глубокий кризис американского общества на фоне глобального экономического кризиса и "мирового беспорядка", который сами США устроили и еще судорожно пытаются контролировать.