Вернулась из Португалии. Небольшая командировка прошла гладко, и оставила разнообразные впечатления.
Последние годы ЖЖ переполнен всевозможными тревел-блогами, а соцсети до краев залиты фотографиями из серии «я и пирамиды, Пизанская башня, турецкий пляж» - нужное подчеркнуть. Наши сограждане, вкусив свою долю с обслуживания нефтяных доходов нулевых годов, рванули по близлежащим туристическим достопримечательностям и описали Европу до мельчайших подробностей в своих уютненьких. Процент этих вкусивших благ и дешевых туров в Европу от общего количества населения
известен и не составляет астрономическую величину, вспоминаю об этом просто из дотошности.
Десятки фоточек себя, няшечек и цветочков в тихих садиках, игрушечных европейских домиков и монументальных замков породили обратный эффект - стали появляться критические рассказы и фотографии затасканных и загаженых видов Европы (коих, должна сказать, в Европе не меньше, чем у нас). Истина, как обычно, лежит где-то посередине. Несмотря на то, что я одинаково не воспринимаю обе крайние точки зрения, я не люблю Европу. Я ее не чувствую, может быть потому, что слишком хорошо знаю, что стоит за этими игрушечными домиками и чистыми передничками. За фасадной вывеской много скелетов и много шкафов с этими скелетами.
Мы смотрим на мир сейчас через дорогие зеркалки или дешевые цифровые мыльницы (разницы особо нет, если честно) иногда простых граждан, копивших на поездку и привезших море впечатлений, а иногда - креативных личностей, мотающихся в Европу домой, а здесь работающих. Разницы, опять же, почти никакой. Не считая откровенных маразмов, типа фоточек вовконтактике бесконечных подражателей героине фильма «Амели». Я не шучу, видела одного такого: в командировку в Стамбул тренер, которые проводил нам корпоративный тренинг для группы, поехал с женой и они на каждом камешке и на каждой гладкой поверхности фотографировали своего плюшевого мишку. И смех и грех. Чувство причастности к некой высокой культуре, однако!
Это я все к тому, что не будет здесь фотографий достопримечательностей, ссылок на википедию по истории оных, и черт возьми, какое счастье, что я в командировки постоянно забываю фотоаппарат! Да и фотографировать лень. Поэтому на моих страничках в соцсетях не так много фотоотчетов из разных стран мира. А вот написать о впечатлениях стоило бы. Да руки не доходят, и память уже подводит.
По горячим следам опишу свои впечатления от Португалии. Хочу отметить сразу, что мой прицел сбит и если обидела или оскорбила дорогие Вашему сердцу камешки и домики - проходите мимо.
Я могла бы описать впечатления от 5* отеля Altis Avenida, от ресторанов с мишленовскими звездами «Tavares» и «Belcanto» (от двух слов не удержусь: гадость эти ваши рестораны высокой кухни!), от СПА-салона Ритца, но разве этими деталями описывается страна и люди, история и ее дух?
Нет, мое общее впечатление от Лиссабона и вообще от Португалии выразил наш гид, одной фразой «португальцы живут воспоминаниями». Насколько это было сказано одновременно вскользь, как нечто очевидное, и одновременно неожиданно и четко. От этой точки я и предлагаю начать.
Мы прилетели в Лиссабон 28 февраля, и, коротко полюбовавшись на город, поехали по нашей программе. Гид, кстати, португалец, из поколения молодежи времен революции 1974 года, был очарован Советским Союзом и коммунизмом, уехал учиться в СССР, закончил ВУЗ в Белоруссии и вернулся в Лиссабон. Как я поняла из разговоров, любовь к России у него осталась, вместе с русской женой и русским языком дома как основным. А вот от вопроса «верите ли Вы в левую идею и жива ли она сейчас в мире, по-вашему?» он грамотно ушел. Судя по потухшим глазам растерянного человека, они с Португалией сейчас составляли единое целое: жили воспоминаниями. Они оба яростно не вписываются в современный мир: один не может найти в мире, в котором живет, идеалы своей молодости, другая не может найти свое место в этом же самом мире.
Есть города и страны, приезжая в которые ясно слышишь дух истории, который либо тихо спит где-то подспудно, либо порыкивает и витает в воздухе, как, например, в Стамбуле. А есть страны потухшие и мертвые, в которых уже нет ничего живого, нет силы, нет энергии развития. Яркий пример второй страны - Португалия.
Страна живет воспоминаниями о своем великом прошлом, когда она длила и развивала свое историческое предназначение. Страна ученых и мореплавателей, которым практически не было равных в мировом океане, стала туристической достопримечательностью. Особенно сильно эта тоска по прошлому ощущается на мысе Рока - самой западной точке Европы.
Почему именно там? А на контрасте с замками, историческим центром Синтры и Лиссабона особенно ярко играет бескрайняя Атлантика. Сидя на ветру на камнях и глядя вдаль всей кожей ощущаешь - эта нация могла стать только нацией великих мореплавателей. Сзади поджимает Испания, идут войны и бесконечные европейские междоусобицы, а стоит только посмотреть вперед - и вот она, бесконечность. Океан манит и даже сейчас будит невероятные эмоции, желание расправить руки и наперекор всему уйти вдаль. Португальские моряки не могли не уйти покорять эту даль. А их время в прошлом.
Там же в прошлом осталась Бразилия, говорящая на португальском языке, эксцентричная аристократия и королевская семья, построившие замки и парки в Синтре, золото и могущество страны, контролирующей мировые торговые пути. Все там, вместе с былым историческим предназначением, и только Васко да Гама и Камоес машут нам руками с другого берега.
Что же есть в настоящем и будущем Португалии? Мне довелось увидеть и это настоящее во всей своей красе. Не надо было фотографировать небогатые дома и бомжей на улице, не надо приводить статистические данные, достаточно было открыть окно и посмотреть на улицу из номера отеля 02 марта 2013 года. Я наблюдала вот это действо и пожалела, что не взяла с собой фотоаппарат и забыла зарядное устройство к телефону:
02 марта в Лиссабоне прошла миллионное шествие по улице Свободы (Avenida da Liberdade) от площади Rossio до площади Коммерции (Terreiro do Paço Squar) , где состоялся митинг. Выступали против экономических мер, направленных на сокращение дефицита государственного бюджета. Проще говоря, режут португальские власти социалку и прочие радости демократического мира. Денег нет - прощай пенсия и пособие по безработице. К слову, пособие по безработице, по словам гида, получает не более половины от всех безработных. Если им повезло, и их работодатель платил все соцотчисления. На остальных денег нет.
Протестовали, в основном, против так называемой «тройки»: Евросоюза, Европейского Центробанка и Международного валютного фонда. Наша пресса, как я поняла, это событие никак не освещала, я не нашли ни одного репортажа или сообщения наших СМИ, включая интернет-СМИ. Организаторы шествия собирали людей через интернет, организовали сие профсоюзы и левые партии.
Из окна смотрелось роскошно, шли больше часа. Я видела колонну пенсионеров с белыми зонтиками (что-то было на белой растяжке написано про пенсионные выплаты), студентов и колонну с красными гвоздиками и флагами. Дальше времени не было, пришлось бежать. Однако, я не отказала себе в удовольствии показать через Скайп шествие своим товарищам. Не откажу и Вам в удовольствии: вот
фото с шествия и митинга.
Статья о прошлой демонстрации:
http://so-l.ru/news/show/5352220Еще ссылка:
http://www.france24.com/en/20130302-hundreds-thousands-march-against-austerity-portugal-0 Вот такое оно, лицо современной Европы. Можно говорить, что это отшиб Европы, как и Испания, и Греция и прочие Черногории с Болгариями, но суть-то будет та же. Там не осталось живого, не осталось точки, на которую можно опереться и выбраться из гиблой трясины междувременья.
Осталась только память и вопрос «что делать?». И эта трясина, если затянет, а деваться некуда - она приведет только к фашизму. Другого пути нет. Мы хотим туда, соблазненные милыми черепичными крышами?
Еще немного личного, чтобы уж совсем не скатиться в агитку. Почти каждая страна дарит мне некое политическое событие, цветы и песню. Так получается случайно, вот ей богу, никогда не загадываю. Могу про это писать долго и подробно, только стоит ли?
Португалия осталась в памяти красотой камелий, цветущих в парке Дворца Регалейра. Этот цветок теперь напоминать будет только о ней.
Про политическое событие я уже написала, осталась песня. Я услышала ее в автобусе, когда мы ехали с Мыса Рока и она своим припевом совпала с настроением и с впечатлениями. Делюсь.
Click to view
One day baby, we'll be old Oh baby, we'll be old
And think about the stories that we could have told.
Однажды мы будем старыми, о да, мы будем старыми
Подумай о том, какие истории мы сможем рассказать.
В русском языке есть замечательный аналог: зашибись повеселились, подсчитали - прослезились.