2. Интервью с епископом Гермогеном после убийства Григория Распутина

Mar 23, 2012 14:12




Епископ Гермоген (Долганов) с Г. Е. Распутиным-Новым и иеромонахом Илиодором (Труфановым).
Газета "Русское слово" от 21.12.1916 г., № 224. С. 2.

Епископ Гермоген о Распутине

Вчера наш сотрудник посетил в подмосковном Николо-Угрешском монастыре опального епископа Гермогена, бывшего епископа саратовского, и имел с ним беседу о Григории Распутине.

- Несмотря на то, что именно по ложному доносу Распутина меня уволили на покой, - заявил епископ Гермоген, - я, тем не менее, разумеется искренно жалею о случившемся с ним. Во-первых, как христианин, я вообще не могу сочувствовать насильственному лишению жизни кого бы то ни было. А во вторых, вообще к чему это? Ведь, убийство, деморализуя чувства людей, может дать толчок и к дальнейшим подобным расправам.

Между тем, мне кажется, что влияние Распутина, все равно, должно было сойти на нет. Его пьянство, его развратный образ жизни, несомненно должны были создать, в конце-концов, отрицательное к нему отношение даже со стороны самых ярых его поклонников и поклонниц.

Кто виноват в том, что Распутин вознесся на такую высоту, что его тлетворное влияние отзывалось всюду?

Каюсь: прежде всего виноваты мы, представители высшего духовенства. Нас, особенно преосвященного Феофана [Быстрова], бывшего ректора петроградской духовной академии, ныне епископа полтавского, и затем меня, Распутин обольстил.

Мы его выдвинули...

Правда, мы вскоре поняли Распутина, отошли от него, но было уже поздно.

Мне кажется, что раньше у Распутина была искра Божия. Он обладал известной внутренней чуткостью, умел проявить участие, и, скажу, откровенно, я это испытал на себе: он не раз отвечал на мои сердечные скорби. Этим он покорил меня, этим же, - по крайней мере, в начале своей карьеры, - покорял и других.

Первым из иерархов познакомился с Распутиным епископ Феофан. Распутин у епископа Феофана появился в 1904 г. как странник. В то время епископ Феофан состоял духовником многих высокопоставленных лиц в Петрограде, пользовался расположением в высшем обществе, его приглашали всюду. Но жизнь среди мирской суеты не удовлетворяла епископа Феофана, монаха по призванию, и он выдвинул сам, вместо себя, Григория Распутина как старца доброго, как подвижника.

Меня познакомил с Распутиным тоже епископ Феофан. Он приехал как-то вместе с ним ко мне в Ярославское подворье, в Петрограде.

Это было в 1908 году.

Спустя некоторое время я заметил в Распутине наклонности похотливого характера. Он страдал особым недугом, особой похотливостью. Я назвал бы его болезнь "недугом сатириазиса".

Своей похотливостью он увлекал женщин и пользовался среди них исключительным успехом.

Я пытался исправить Распутина. Читал над ним в храме молитву запрещения. Приказывал ему отречься от тех действий, которые так губительно действовали на высшее общество и в конечном результате отражались на жизни государства.

Рекомендовал ему, наконец, уехать к себе в Покровское.

Мои убеждения по-видимому, подействовали.

Или, по крайней мере, Распутин сделал вид, что он убежден.

- Хорошо, - говорил он, - я поеду в Покровское. Хлеба у меня много, и я проживу там безбедно. У высоких же лиц я больше никогда не буду.

Своего обещания Распутин не сдержал.

Его отговаривали окружавшие его женщины.

Отговаривал и Илиодор.

Илиодор, между прочим, пытался найти компромисс, но я был непреклонен в своих требованиях и отказывал в благословении как Илиодору, так и Распутину.

Решив остаться в Петрограде, Распутин начал с того, что сделал ложный донос, будто я и находившийся при мне старец Митя, автор повести "Наше преступлени" казачий офицер Родионов и два священника замышляем покушение на его жизнь.

Донос Распутина сыграл в моей жизни роковое значение. Мало того, что я был уволен на покой, - меня 7-го января 1912 года еще насильно выселили из Петрограда, не дав возможности объясниться в сферах.

Теперь скажу вам о тех последствиях, которые, по моему мнению, может вызвать смерть Григория Распутина. Я не думаю, что может образоваться новая секта, но несомненно, что хлыстовщина, к которой оказался приверженным Распутин, угаснет не сразу.

Как и пять лет назад в докладе, представленном Синоду, я настаиваю, что новохлыстовство вообще довольно глубоко вкоренилось в русское общество, при чем люди неверующие просто идеализируют плотскую страсть, возводя ее в культ, а люди, называющие себя верующими, соединяют вожделения с молитвою.

Разумеется, я здесь говорю только о тех, кто примыкает к новохлыстовству.

Недавно я три недели прожил в Царицыне, проводя время в молитве и проповедуя Слово Божие. С удовлетворением отмечаю, что в Царицыне влияние как Распутина, так и Илиодора прекратилось. Остались только единичные экзальтированные личности.

- Чем объяснить все-таки совершенно исключительно влияние Распутина?

На это вопрос преосвященный Гермоген ответил приблизительно так:

- Даже мы, люди, умудренные духовным опытом, не сразу разобрали сущность Григория Распутина. Где же было разобраться в этом слабым женщинам, попавшим в его сети... А что касается мужчин, то на них он действовал просто запугиванием. Одним, верующим, он говорил: "Если меня удалишь, Бог тебя покарает. В твоем доме беда будет". Других, цеплявшихся за свое положение в свете, он, указывая на свое влияние, предупреждал: "Мотри [sic!], не послушаешь меня, плохо тебе будет". И слушали...

Также о своем первом знакомстве с Г. Е. Распутиным еп. Гермоген рассказал в показаниях в следственном деле о покушении на убийство Григория Распутина в 1914 году:

"С Григорием Распутиным я познакомился в городе Петербурге в конце 1908 года, как-то осенью, в то время, когда я присутствовал в Святейшем Сѵноде. Познакомил меня с ним исправляющий должность инспектора Петербургской Духовной академии архимандрит, впоследствии епископ Феофан [Быстров]. Последний, знакомя меня с Григорием Распутиным, отозвался о нем в самых восторженных выражениях, как о выдающемся подвижнике."

На мой взгляд интересно сравнить вышеприведенный разговор еп. Гермогена с корреспондентом и воспоминания Б. Н. Соловьева - супруга старшей дочери Григория Распутина Матрены (Марии). Они помещены в книге С. В. Маркова (один из участников попытки по спасению Царя) "Покинутая Царская Семья":
http://emalkrest.narod.ru/txt/ub/smarkov.htm

"Когда я дошел до рассказа о своей женитьбе, Владыка вскочил со своего места, словно ужаленный, а затем стал быстро ходить по кабинету, что-то бормоча про себя, то вздыхая, то крестясь. Наконец он подошел ко мне, крепко поцеловал и сказал, что это я очень хорошо сделал.

- Я знаю, - говорил он, - что великий крест ты на себя взял, женившись на дочери Григория в такое время, но верю, что ты будешь для нее верной и крепкой защитой! Совершишь великий подвиг, и Господь не оставит тебя за твою любовь к гонимым и обездоленным! Слушай! Ты отлично знаешь историю моих отношений с покойным Григорием! Я его любил и верил в него, вернее, в его миссию внести что-то новое в жизнь России, что должно было укрепить ослабевшие связи между Царем и народом на пользу и благо последнего! Но его самовольное отступление от нашей программы, противоположный моему путь, по которому он пошел, его нападки на аристократию и на таких людей, как Великий Князь Николай Николаевич, которых я всегда считал опорою Трона, заставило вначале меня отвернуться от него, а затем, видя его усилившееся влияние при Дворе и учитывая, что при этом условии его идеи будут еще вредоноснее, я начал энергичную кампанию против него. В азарте этой борьбы я многого не замечал. Я не видел, например, что моя борьба усиливает вредные элементы среди оппозиции Государственной Думы. Я не видел, что, словно сатана, искушавший Христа, вокруг меня вертится, неустанно внушая мне ненависть, упорство и злобу, это подлинно презренное существо, Илиодор! Результаты ты помнишь? Громкий скандал: я побежден и отправлен в ссылку в Жировицкий монастырь, где, когда волнения души улеглись и я обрел возможность спокойно размышлять, я с ужасом увидел итог моего выступления: борясь за Трон, я своей борьбой только скомпрометировал его лишний раз! Сколько мук и терзаний пережил я потом! И вот, 1916-й год, декабрь месяц, и Григорий убит!.. Тебе расскажу я, как я узнал эту новость. Я служил обедню в монастыре. Богомольцев было мало, и службу я окончил сравнительно рано. Благословив присутствовавших, я разоблачился, надел шубу и в сопровождении своего келейника пошел к себе в келью. На пути, как обычно, меня встретил о. гостинник с отобранной для меня корреспонденцией, немногими письмами и газетами, которые я регулярно выписывал. Поблагодарив о. гостинника, я прошел к себе, где келейник раздел меня, дал домашний подрясник и туфли. Так как время близилось к обеду, то я тут же благословил его идти на монастырскую кухню, что он и исполнил.

Я остался один. Надев туфли, вооружившись очками, я принялся за чтение газет. Первое, что мне бросилось в глаза, это было сообщение о смерти Григория Распутина... Я невольно подумал: вот, он гнал меня, и за него я нахожусь сейчас на положении ссыльного, но возмездие было близко, и кара Божия обрушилась на него, и он убит!

Вдруг, я никогда не забуду этого момента, я ясно услышал громкий голос Григория за спиной:

- Чему радовался?.. Не радоваться надо, а плакать надо! Посмотри, что надвигается!

Я обомлел в первую минуту от ужаса... Уронив газету и очки, я боялся повернуться, да и не мог сделать этого... Словно остолбенел. Наконец, перекрестившись, я быстро встал, оглядел келью - никого! В прихожей тоже никого!.. Опустившись на кресло, я не знал, что предпринять! В это время раздался стук в дверь и обычная молитва: - Господи Иисусе!

- Аминь! - с трудом ответил я; вошел с едой мой келейник. Не успел он переступить порога, как я его осыпал вопросами, не встречал ли он кого-либо по дороге и в коридоре и не разговаривал ли он с кем-нибудь по дороге, на что получил отрицательный ответ!..

Я не мог ничего есть, тщетно стараясь объяснить себе этот странный случай... Наконец я задал себе вопрос:

- Чей голос слышал я?

Пришлось ответить: Григория!.. Я не мог в этом ошибиться!

Не мне тебе рассказывать, ты это не хуже меня знаешь, что Григорий был особенным человеком, и много чудесного связано с его личностью. Одно скажу, я с трудом дождался вечерни, после которой я отслужил по нем панихиду, давно примирившись с ним...

Владыка стал мне много рассказывать о Григории Ефимовиче, но так как я торопился, то он, благословив, отпустил меня, условившись, что во время моего пребывания в Тобольске мы будем видеться после вечерни."

Как видно, согласовать оба варианта весьма затруднительно. Я, все-таки, пока склоняюсь, что больше правды об отношении Владыки к Григорию Распутину после убийства последнего, в словах самого еп. Гермогена. Несмотря на то, что и корреспондент газеты мог исказить некоторые фразы при передаче, но саму суть интервью с епископом он изменить не мог. Тем более, что никаких претензий к газете по поводу напечатанного разговора не известно.

Группа о Григории Распутине ВКонтакте:
http://vk.com/grigori_yefimovich_rasputin

Григорий Распутин, дореволюционная пресса

Previous post Next post
Up