Как я получала опыт проживания СКАЗКИ (фэнтези, фантастики) как программы личной судьбы

Sep 29, 2007 18:20


Кросспост в     tales_interpret
Делюсь опытом проживания СКАЗКИ (фэнтези, фантастики) как программы личной судьбы, как сценария жизни. 1 я часть статьи - теоретические и мировоззренческие основы.
    Многолетние размышления о волшебной сказке, фольклоре, фэнтези, метафорах использование их для познании  себя и других людей и изменении жизни привели меня к созданию экспериментального интенсивного действия - тренинга-интенсива. Какие смыслы и какую пользу люди извлекают из проживания предпочитаемой сказки, волшебной или не волшебной истории на тренинге-интенсиве, где я ведущая или на личной терапии у меня? 
    Итак, сказку, миф люди воспринимают на 4-х уровнях значения (или смысла), в том числе и в литературоведении , и в психотерапии уровня. Ф. Аквинский выделяет

По образному выражению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «сказка это слоеный пирог». В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже «обнюхивает» «слоеный пирог смыслов» и выбирает самый «вкусный» для себя. Т. е. тот «слой», тот смысл, который наиболее созвучен мироощущению на данный момент; тот, который может дать ответ на внутренний вопрос, актуальный на этом этапе развития. В этом секрет «вечной молодости» сказок - в любом возрасте в них можно открыть нечто сокровенное и волнующее [Зинкевич-Евстигнеева, 2000, с.8]. А именно волшебное, т. е. преобразующее, трансформирующее, дающее толчок к изменению, к росту. Искусство волшебной сказки - это теургическое искусство, т. е. мистическое искусство, создающее новую жизнь согласно божественной истине. Сказочник, используя волшебную сказку, воздействует на наше подсознательное и сознательное с помощью метафор и символов. Архетипы (аллегорический и символический слой смысла) количественного бессознательного, их проявления в волшебных сказках составляют уже аналогический слой смыслов.

Когда я читала литературу, условно выделила 2 основных подхода к психологическому анализу волшебной сказки. 1-подход,  соответствует буквальному и аллегорическому слою смыслов. 2-й подход, соответствует символическому и анагогическому слою смыслов волшебной сказки.

Подробнее смотри в следующей части статьи.

Можно еще разделить подходы к психологическому анализу волшебных сказок по направленности во внешний мир:

1)      Экспроспективный - поиски смыслов и источников формирования волшебной сказки во внешнем мире

2)      Интроспективный. Его сторонники считают источником формирования волшебной сказки внутренний мир человека и человечества.

К 1-му подходу можно отнести: Л. С. Выготского (культурно-исторические корни); Э. Берна; Д. Б. Эльконина и др.

Ко 2-му подходу: К.-Г. Юнга; К. Наранхо; Б. Бетельхейма; М.-Л. фон Франц и др.

Я же в личной терапии прошу рассказать клиента ПЕРЕСКАЗ предпочитаемой сказки, истории, книги? Зачем я это делаю? Чтобы получить проекции личного житейского опыта, сложившегося в детстве, получившего влияние от коллективной души семьи, рода, нации и другого. А затем по желанию. Человека усилить благотворное влияние  и убрать негативное влияние этого сценария жизни, программы жизни, паттернов и неосознаваемых установок.

Т.о., существует, минимум, два типа проекций:

1)      личные проекции своего бессознательного, своей предрасположенности к определенной судьбе, к определенному выбору в жизни семьи, работы, здоровья, творческой реализации, самореализации в целом  и др.

2)      проекции коллективные - архетипические. Частично, может быть проекции некой коллективной души: а) семьи человека участвующего на тренинге, или в личном контакте со мной; б) рода; в) народа как исторической общности; г) культурного (социального) слоя населения Земли д) духовного слоя всех живых существ (ноосфера)

Если человек на моем тренинге-интенсиве познает, осознает закономерности своей личной судьбы, выбора и сможет сделать лучший выбор, то слава Богу. Если он сможет познать, осознать некие коллективные проекции и понять,  направить это на благо своей души. То слава Богу тоже. J Каждый может попасть на тот уровень значений и сказки в тренинге, который захочет.

Тренинг-интенсив можно назвать по-разному - мифодрама, сказкодрама, сказкотерапия, структурные расстановки по Хеллингеру и проч.. Суть может меняться в зависимости от блага клиента.

4 уровня значения (или смысла): 1) буквальное; 2) аллегорическое; 3) символическое; 4) анагогическое (от лат внутренний, глубокий).

Юнг считал, что через фольклор есть непроизвольное проецирование архетипического материала, образующегося в процессе коллективного народного творчества.  А я на опыте поняла, почувствовала, что источником (оригиналом) для народных сказок - весьма далеким по своему характеру от непроизвольного творчества - служили продуманные сообщения, «мудрые истории» (tales of wisdom), воплощавшие в себе знание о жизни и личном духовном пути. Этот личный духовный путь стал чем-то более мудрым сильным и стал образцом личного пути для других людей. А мудрая история о жизни другого человека превратилась в художественный роман (уровень притчи),  героический миф или в волшебную сказку

О моей работе, Психологический анализ сказок

Previous post Next post
Up