Из книги Марка Гангора "Смех -лучший помощник в браке":
Потреблять, потреблять, потреблять
В нашем обществе потребления мы любим получать то, что позволяет нам лучше выглядеть, лучше себя чувствовать или обещает сделать нас более счастливыми. С конца 1940-х рекламные агентства на Мэдисон-авеню пытаются заставить американцев покупать различные вещи на том единственном основании, что данный конкретный товар или услуга способны сделать нашу жизнь лучше и значительнее.
И мы верим.
До появления общества потребления люди в основном покупали вещи, которые им были нужны. Они покупали практичные, надежные и долговечные товары. Сегодня люди покупают что-нибудь не столько потому, что им это нужно, сколько потому, что им этого хочется. Никто больше не покупает практичные вещи, покупают то, что престижно. Почему? Потому что в культуре потребления то, кто ты есть, определяется тем, что у тебя есть. Товары стали вопросом идентичности.
Потребительство проникло глубоко в наше сознание. Допустим, я забегаю в магазин, чтобы купить какое-нибудь простенькое средство для мытья посуды. Я могу купить что-нибудь недорогое с названием «Средство для мытья посуды», напечатанном на этикетке. Но глядя на этикетку «Средство для мытья посуды», я начинаю чувствовать себя пустым, плоским и невзрачным. По какой-то загадочной причине я не могу довольствоваться этим. Я потребитель, и то, что я покупаю, определяет то, кто я есть. Так что, покупая нечто под названием «Средство для мытья посуды», я не могу понять, что я собой представляю. Мне нужно нечто большее.
И вот я вижу это! Сразу за немудрящим «Средством для мытья посуды» стоит товар под названием «Утренняя Заря». Мое сердце наполняется радостью - вот это другой разговор! Кому захочется мыть посуду «Средством для мытья посуды», когда это можно делать утренней свежестью, ярким солнечным светом? Предполагается, что «Утренней Зарей» можно одновременно помыть посуду и разогнать мрак и тьму в собственной жизни.
Но прежде чем принять жизненно важное решение, я смотрю, нет ли чего-нибудь по другую сторону от этого скучного, неудовлетворительного, рутинного «Средства для мытья посуды». Увы, там стоит еще один удивительный претендент на мой выбор - «Радость». Ух ты! Кто бы мог подумать, что во время мытья посуды человек может испытывать радость? А и правда, почему бы не добавить в жизнь немного радости?
Всё, решено - «Радость».
«Ну и что, что оно стоит немного дороже? - размышляю я. - В конце концов, неужели я этого не стою?»
Брак как товар
Осознаем мы это или нет, подобные потребительские ожидания распространяются на все, во что мы оказываемся вовлечены, включая брак. Если смотреть на брак, как на товар, вы неминуемо попытаетесь определить себя по нему. Вы думаете про себя: «Я рассчитываю, что брак заставит меня выглядеть лучше, лучше себя чувствовать, и вообще сделает меня счастливее, и все это прямо сейчас». В результате в браке вы зацикливаетесь на собственном «я».
Проблема в том, что брак - это не товар, а отношения. А отношения часто бывают трудными и требуют жертв. Временами брак ощущается скорее как обязанность. И если вы считаете, что единственная цель брака - сделать счастливым вас, то стоит только аргументам «против» перевесить аргумента «за» и ваш мозг уже кричит: «Покинуть корабль!»
Потребительское мышление не может преодолеть трудностей в браке. Оно руководствуется не преданностью и ценностями, а единственным принципом: «Что я буду с этого иметь?» Если на этот вопрос нет очевидного ответа, человек с потребительским мышлением не хочет иметь с браком ничего общего. Как только он понимает, что «ловить тут нечего», ему становится не интересно. Он чувствует, что имеет полное право выйти из игры.