Сэссин проводился в подмосковном доме отдыха.
На протяжении всего ретрита в доме отдыха было холодно. И вообще, в Подмосковье оказалась зима с сугробами. А я приехала туда в летних кроссовках…
Большой зал оборудовали под дзендо (зал для медитаций), расстелили футоны, разложили дзафы (подушки для медитаций). На сэссине было 30 человек, 10 женщин и 20 мужчин.
Потом был неформальный ужин, когда все познакомились и немного пообщались.
В 18:30 все собрались в дзендо. Спели сутры, после чего было объявлено о начале ретрита. С этого момента нужно было сохранять молчание все время проведения мероприятия.
Начался дзадзен (молчаливая медитация, сосредоточенная на дыхании).
Как проходит обычно дзадзен я уже писала. Это 25 минут медитации, потом минут пять на смену позиции ног (с непривычки ноги затекают), потом снова 25 минут на «сидение», после это кинхин - сосредоточенная ходьба. То есть, все ходят друг за другом по кругу, сохраняя внимание на дыхании.
Сидят обычно в позах лотоса, полулотоса, бирманской позе или сэйдза. Главное, держать спину прямой, но не напрягать плечи и шею. Руки нужно сложить в мудру.
Перед собой выбирают точку на расстоянии метра-полутора, и смотрят на неё. Считают дыхание - от одного до десяти. Внутренний взгляд стоит направить на хару (это энергетическая точка, находящаяся ниже пупка пальцев на три-пять). То есть, в дзадзен вы стараетесь глубоко дышать через хару.
Во время всей медитации глаза остаются открытыми! Не надо их закрывать и уплывать в мир грез и фантазий. Суть дзадзена - оставаться в настоящем моменте как можно дольше и как можно сконцентрированее.
Итак, проходят две двадцатипятиминутки с переменкой на кинхин, потом две двадцатипятиминутки повторяются. И вот после этого бывает перерыв на отдых, или на прием пищи.
Про расписание я писала.
У приема пищи есть ритуал. Сначала он мне показался трудным и глупым.
Каждому позади футона (мат) кладут завернутые в полотенчики три миски, японские палочки для еды, сутры, и еще одну тряпочку. Все три миски нужно во время еды использовать, есть палочками, протирать тряпочкой и снова заворачивать в полотенце. Уносить с собой, до следующего приема пищи. Обычно это выглядит вот так:
На кухне стоит длинный стол, за который все садятся в том же порядке, что и сидят в дзендо. Получается, что все рассаживаются друг напротив друга.
Через весь стол лежат деревянные доски шириной 20 см. На тот край стола, где сидит монахиня, ставят кастрюли в определенном порядке - первое, второе, салат, хлеб, тарелка с маринованными огурцами или дайконом (каша, молоко, хлеб, масло, варенье, маринованные овощи).
Сначала монахиня кладет себе первое блюдо, и передает кастрюлю следующему человеку, кладет второе, и передает дальше. И так со всеми блюдами.
Если вы будете есть это блюдо, то складываете руки в гассё (намасте), если не будете есть, то делаете кивок головой, и передаете кастрюлю дальше.
Суть в том, чтобы все кастрюльки прошли через стол, и еда досталась каждому. И пока самые крайние не положат себе еды, никто не ест. Как только последний положил себе еды, кастрюльки снова ставят перед монахиней. В итоге, кастрюльки пройдут по столу три раза. И если вы не наелись с первого раза, то положите себе добавки во второй раз. В третий раз брать еду уже не рекомендуют.
Во время раскладывания еды, по столу передают тарелку, в которую каждый откладывает немного из своей тарелки. Это подношение, его вынесут на улицу, отдадут птицам или животным. Перед тем как начать есть, читают сутры.
После еды передают чайник с горячим чаем. Его наливают в первую миску, кладут туда ломтик маринованного огурца или дайкона. Уксус расщепляет жир, поэтому ломтиком промывают миску, переливают воду во вторую миску, промывают её, потом тоже самое делают с третий миской, и снова переливают в первую. Потом протирают тряпочкой насухо две миски. Из первой отпивают достаточное количество чая, съедают ломтик огурца. Остаток воды сливается в кувшин, который тоже через всех проходит. Это будет подношением воды, её тоже вынесут на улицу.
Когда все поели, сложили и завернули свои миски, то снова поются сутры, все встают из-за стола, кланяются и идут на продолжение медитации.
Раньше практикующие ели сразу же в дзендо. Поэтому никто из них не вставал помыть чашки-миски, да и моющих средств раньше не было. А уксус от маринованного овоща прекрасно расщепляет жир Так что этому ритуалу вполне есть логичное объяснение. Сейчас же этот ритуал призван концентрировать наше внимание на принятии пищи, то есть сохраняет нас в настоящем моменте.
Вот так мы завтракали, обедали и ужинали. И мне это понравилось.
О самом дзадзене скажу, что мой разум-мартышка более менее успокоился лишь на третий день. К тому моменту у меня нещадно болели колени, ныла шея, и я никак не могла усидеть на пятой точке. Она тоже почему-то болела. Благо у нас проводили один раз в день йогу, это позволяло немного растянуть тело и снять напряжение.
Так же ответственный человечек ходил крадущимися шагами по дзендо, держа в руках кейсаку (это длинная деревянная палка). Раньше она служила для того, чтобы ударом будить заснувшего практика. Сейчас же она служит для массажа спины. Когда человек с кейсаку поравнялся с вами, вы складываете руки в гассё (намасте), кланяетесь человеку, подставляете сначала одно плечо, и он ударяет по нему дважды, потом второе, и снова получаете два удара. Потом снова почтительно друг другу кланяетесь. Эти удары отлично снимают напряжение со спины!
Мы сидели в зале, полы которого были выложены ламинатом, имитирующим дерево. И когда я пыталась сосредотачиваться на выбранной точке, орнамент дерева складывался в различные замысловатые сюжеты. Это были неземной красоты пейзажи, потом они превращались в сюжеты баталий или бытовые сцены фантастических существ. В общем, я иногда сильно увлекалась этими наваждениями. Но когда я всё же замечала, что ушла от медитации в мир грёз, я возвращалась к счёту дыхания, и вниманию на харе.
В первый вечер, когда в дзендо погасили свет, и началась ядза (ночная медитация), мне показалось сидеть в темноте настолько необычным, что я так просидела час, не меняя позиции ног. Тело застыло.
На второй день во время ядзы меня хватило минут на 15 всего. И я покинула дзендо. На третий день на ночную медитацию я не пошла. Ибо болели нещадно колени и тазобедренные суставы.
Каждый день, после утренних сутр и медитаций, была работа. Это когда тебе дают задание что-либо сделать по помещению. Людей было много, а работы как таковой мало. Мне с девушкой Олей из Украины выпало мыть общий женский туалет. Мы с ней совершенно ненапряжно взялись за это дело. Меня эта работа ни на грамм не смутила. Хотя мне казалось, что именно мытье туалетов меня и должно было зацепить за эгоизм.
Ужин был в пять вечера. А позже, после вечерних медитаций, можно было подняться на пятый этаж, где был устроен чайный уголок. Заваривать чай, есть конфетки. Женщины зажигали свечи и ароматические палочки. И так было душевно! Словами не передать. Вот в такие моменты понимаешь ценность сангхи, общества людей, разделяющих с тобой мировоззрение и практику.
Так прошли полных два дня и кусочек последнего.
А потом мы ехали домой в электричке, и разговаривали с ребятами из Украины. И я поняла, что вот эта тяга к духовному поиску либо есть у человека, либо её нет. Так и Эссан нам сказала: - Да, природа будды есть у всех человеческих существ, но не каждый из них ищет эту природу в себе, чтобы раскрыть.
Это мы задаем вопросы Сёэ
Это мы уже все собрались и ждём такси до электрички:
Я самая крайняя справа, рядом Сергей. Андрей (инструктор йоги) что-то нам рассказывает. Дальше стоит парень Дима, который приехал на сэссин из Екатеринбурга.
Просто групповая фотография:
Ну а потом я грустила. Мне не хватает той атмосферы.
Если у вас есть вопросы, задавайте. Постараюсь ответить.
photos by
alex_banzai Написала сумбурно, потому как не умею укладывать в такие короткие тексты три дня переживаний. Сорри.