Мост в Терабитию, экранизация

Nov 13, 2021 18:33

Ну чё, посоны, вот и я посмотрела нашумевший в своё время фильмец «Мост в Терабитию». Даже пять лет уже прошло (с тех пор, как посоветовали). Первоисточник прочитать не успела ещё, но обязательно прочитаю. Зато читала статью на небезызвестном Посмотрельнике. https://posmotre.li/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
Спойлеров, конечно, не избежала, но хуже от этого сильно не было. Ну как хуже… Ангста и хардкора хлебнула полной горстью, из головы фильмец не идёт вообще. Потому что он весьма и весьма годный.

Если подумать, это очень даже неплохое смешение жанров. Нехилая социальная драма плюс капля того, что на Посмотрельнике называют «может, магия, а может, реальность».
Понятное дело, почему многие встреченные мной ролевики это произведение (начиная с книги) хвалили. Патамушо фильм этот - практически про нас, ролевиков. Точнее - начинающих таковых, самоучек, и при этом детей. Мало слышала о том, что представляет собой ролевиковая субкультура в Америке, только про то, что там настолки типа днд, чуть ли не с дайсами на полигонах в прикидах, ну и ещё пластиковые косплееры один другого расфуфыреннее на гиковских фестах. Приличные-то игрочки, которые с погружением, водятся только у нас в СНГ да ещё в Скандинавии с их нордик-ларпами. Короче, всё плохо там у них, америкосов. Если кто лучше знает про тамошних ролевиков - расскажите, с удовольствием послушаю. Я имею в виду - про ролевиков живого действия, а не настольщиков типа втмщиков, любящих попивать чаёк или чего покрепче перед компами с микрофонами и рассказывать истории. Хотя, быть может, к настольщикам эти ребята (персонажи фильма) тоже бы могли приткнуться, когда вырастут.

У детей вообще часто бывает хороший творческий потенциал, если не задавят в раннем возрасте. Иногда он становится такой величины, что делает их, как и многих прочих творческих людей, на голову морально и интеллектуально выше своего окружения - быдла разнообразного разлива. Тех самых цивилов в худшем смысле этого слова.
Говорят, главную героиню фильма (и книги) особенно почитают на всяких хикковских имиджбордах. И, вероятно, не зря. Фильм хоть и довольно мягко, но поднимает проблему эскапизма. А также, как говорят некоторые, он о взрослении - но тут уже спорный вопрос. История та подаётся в сильно неоднозначном ключе и заставляет как следует думать.
Начиная, например, со знакового момента с переходом ручья. Любой хоть сколько-нибудь начитанный зритель сразу, с бухты-барахты, вспомнит мотив из древних легенд, сказок и языческих, бытовавших до всяческого говна в лице мировых религий, верований. Про текущую воду, которая является то преградой от каких-то опасных или сверхъестественных сил, то вратами в другие миры.

К слову о говне религиозном. Блестящий, просто блестящий эпизод с разговором трёх детей после похода в церковь! Для русскоязычных зрителей особенно цимесно, что в результате Лесли оказывается чуть ли не антиклерикалом, намекающим, что «вера делает вас идиотами», в ответ на предельно тупые вариации догм, логично звучащие из уст мелких детей с промытыми религией мозгами. Это было очень круто для киношников в стране с настолько религиозной культурой и особенно для фильма, немного напоминающего про Льюиса (и его экранизацию), и к тому же подчёркивает образ такой просвещённой личности, как Лесли.
Правда, по итогам всего не очень понятно, перекликается ли с Льюисом это произведение или, наоборот, его деконструирует. Даром что прямые намёки, говорят, выпилили продюсеры из-за копирастии, но всё равно то, что осталось, воспринимается настолько многозначно, что это скорее фича, чем бага. Особенно для тех, кто, вроде меня, ненавидит религиозные мотивы.

А образ героини подан просто гениально, без дураков. Практически до уровня (спойлер) «слишком хорош для этого мира». Эта девочка - начинающая ролевичка прям по нашим канонам, хоть и самоучка, но, например, с ходу умеющая дать понять партнёру, что неигровуху во время действа гнать не следует. Но вот именно потому, что самоучка и всё-таки ребёнок, (спойлер) с техникой безопасности вышел прокол.

Лирическое отступление: ъуъ сссссъука, мой товарищ над фильмом рыдал в три ручья, а я сижу и у меня всё ещё скручивает все мозги попеременно ненависть ко всему и вся и восторг к создателям. Размышляю всё, сильно там неудачная басня вышла или не очень.

Всё происходящее именно что всё время держит на грани, на стыке жанров, на непонятках, как вообще всё это оценивать, на сильной вариативности восприятия, с абсолютно неясной авторской позицией, с настолько сильно открытым финалом, что там непаханое поле для теорий и фанфиков. Одновременно очень светлая история творческих личностей, на грани детского фэнтези - и недетская социальная драма с жутким хардкором.
Очень, очень круто, что творческий потенциал в личности так красиво подаётся в одном флаконе с образованностью, широким кругозором, умением думать и способностью делать лучше этот мир. Пусть и с толикой эскапизма - умеренного, характерного для настоящих творцов. Ах, какая бы вышла крутая творческая династия! Писатели и художники, в том числе одновременно боевые пары и крутые тандемы, созидатели, демиурги, лучшие из нас. Но - спойлер…

Нелирическое отступление: патамушо, ссссуууука, О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ!

Какого хрена в задрипанной сельской местности, где даже остановки нормальной нет, детей с автобуса не встречают взрослые? И ладно ещё десятилетние, но там же ещё и девочка шести не то семи лет! А те ещё и вещи кидают прямо там, на улице. Ебать там у них пиздец со временем, у родителей! Одни - многодетная семья с грудничком, явно бедные пролетарии, упахивающиеся в работе, другие - не то тоже заваленные по уши работой на дому, не то жертвы своего распиздяйства, этого главного бича творческих людей. Вот тут и начинается драма. С фитильком - я не очень в курсе, насколько у них всё там с криминогенной обстановкой радужно в этой ихней сытой Америке. Пиздец, бля, детей отпускают одних в дикую местность, настолько всё плохо. Те воспитатели, у кого есть одновременно мозги и ресурсы, всегда детей учат гулять для начала хотя бы на заднем дворе, или хотя бы в прямой видимости дома, более-менее под присмотром - у Бёрков, кстати, двор не слишком задрипанный и не засиженный родственничками, как у Ааронсов, вполне подходящее место.

Если серьёзно, то многие зрители в самом деле могут увидеть в фильме резкую критику эскапизма, доходящую, например, до призыва держать детей в чёрном теле и не отпускать примерно никуда. Или даже до того, что не уважать религию - плохо. Или, самое поганое, что творчество - это то самое витание в облаках, которое, если ему дать развиваться и не заставлять детей выбросить всё это из головы, приведёт к трагедии. Это - неудачная басня как она есть. Такое можно усмотреть - но (и это делает честь киношникам!) совершенно не обязательно. Потому что фильм без дураков хорош именно тем, что подаёт происходящее далеко не с одной стороны. Пусть и немного перегибает палку с открытым финалом, который заставляет сидеть и мучиться - а что же будет потом? На самом, блин, интересном месте! Что характерно для серийных произведений. Но нет, ни сиквела, ничего. Хоть фанфики в самом деле пиши. Это тоже по-своему фишка - но, на мой взгляд, красивее и гармоничнее было бы показать, например, в финальных кадрах повзрослевшего Джесса, художника, добившегося успеха, чьи творения поместили в какую-нибудь картинную галерею или хотя бы выставку. Это, конечно, в идеале. Другие варианты будущего… могут быть сильно менее радужными, и мысли о них вызывают ужас.

Есть там очень странная тема, что ни один персонаж, даже отец героя, для которого это было бы логично, не заявляет ближе к финалу что-нибудь вроде «вот к чему приводят ваши детские фантазии и прогулки без присмотра! Нефиг заниматься фигнёй, иди работай». Тем более что он ранее заявлял «хватит витать в облаках, пора взрослеть». Джесс его не послушал - и случилось страшное. Что и вызывает ужас у холодильника, не является ли это басней в вышеописанном стиле. Но нет - никто, в том числе и училка-грымза, с самого начала не очень адекватная, не намекает ни на что подобное. Что-то неконструктивное вякнуть пытается только мудак-одноклассник - но быстро получает по мордасам и герою даже ничего за это не было. Я, кстати, ожидала, что та грымза устроит ему проблемы, что характерно для таких типажей училок, но внезапно нет. Вот блин - особенно видно, что это у нас в школах работает всякое говно, как в проруби (за очень редкими исключениями), а у америкосов даже может быть в школьном штате больше одного адекватного препода, который любит свою работу и иногда уважает учеников. И ещё - это подчёркивает, что такая личность, как Лесли, влияет на всех вокруг и делает их лучше, в том числе и школьных мымр, и альфа-сук. Лидерские качества и всё такое. Недаром она избрала для них с Джессом роли правителей, на грани манчкинизма, но не за гранью.
Досадно только, что отсутствие в кадре озвучивания таких вот приземлённых идей после случившегося выглядит… немного неправдоподобно, особенно для упомянутого Ааронса-старшего. Блин, да после такого вся округа всполошится и будет детей чуть ли не на поводках водить! Может быть, такое и было там у соседей, но в кадре не показано. Зря или не зря - не уверена. Ну кто-то же, блин, из всей разношёрстной сельской публики должен был так решить. Эта особенность восприятие слегка портит и разочаровывает, Станиславского заставляет включить.
Ааронс-старший вообще довольно странный персонаж. Мужики из рабочего класса, наглухо патриархального, обычно тетешкают именно мальчиков, особенно из младших детей - а этот наоборот, сына недолюбливает, а с дочкой носится. Вероятно, потому, что она ещё младше, младших детей почти всегда любят больше. А ещё часто останавливаются на количестве детей, когда заведут вторым или далее мальчика, «наследника» по глухим стереотипам. А тут нет. Плохое секс-просвещение? Ну или персонаж, возможно, не самый стереотипный упёртый работяга. Где-то в инете ещё напомнили, что он в кадре ни разу не намекает жене отдать младшую дочь в детсад и тоже пойти работать. Стереотипные понятия о том, что жена не должна работать, или что-то более адекватное? Фиг поймёшь.

Всё это заставляет смотреть на фильм с разных сторон, разные версии выдвигать. Ангст, хардкор, кровькишкираспидорасило - но поверх всего этого сохранённая тёплая, почти сказочная атмосфера. В какой-то момент почти доходит до настоящего фэнтези, с внезапной мистикой и всем прочим - на первый взгляд. На второй… Падение с дерева - это всё-таки дохуя опасно, и это один из нескольких, весьма громких, звоночков на тему того, что ролевая игра с погружением - это, конечно, круто, но и про технику безопасности и про мозги следует помнить. Сотряс там у него (на фоне которого глюки), не сотряс, ещё какая хрень от удара, плюс расшатанные нервы и переживания серьёзных проблем в жизни. А если упороться совсем в спгс с уклоном в чернуху - всё это напоминает даже какую-то форму шизофрении с коллективным психозом. Но мы-то, ролевики, знаем, какую силу имеет творческое мышление, вплоть до играющего полигона, так что на самом деле там всё не так уж плохо. Особенно если не имеет места серьёзная травма с последствиями.

Хм, пришла в голову мысль - ничем не подкреплённая теория, что всё случившееся после падения - кошмарные галлюцинации Джесса, лежащего в коме (а он же головой скорее всего ударился!), и, может быть, есть надежда, что он очухается и увидит всех своих родных в больнице рядом, включая дорогую подругу Лесли. Или… не очухается. Или очухается, но инвалидом. Не, нафиг, не пиф, не паф!

Одновременно же и одолевает ужас у холодильника - что, если впоследствии кто-нибудь, в том числе и он сам, Джесса когда-нибудь в самом деле будет убеждать, что гулять в лесу и фантазировать опасно и глупо, что в самом деле пора взрослеть и всё такое. После похода в лес с мелкой сестрой ему вообще с большой вероятностью влететь должно, если родители не совсем уж идиоты - она даже сама чуть в реку не упала, вот ужас-то. И вдруг его в этом убедят? И станет он в будущем… кем угодно, только не творческим деятелем. В порядке самого чёрного юмора - вообще фальшивомонетчиком или ещё каким аферистом. «Нарисуй мне деньги!» Простым обывателем, и/или глубоко несчастным человеком - или даже злодеем, как персонаж «Сказки странствий» (который как раз финансовыми махинациями занимался).
Ой, нунафиг. Ужоснах.

Вот блин, такие дела - режиссёр фильма, говорят, вообще сын авторши первоисточника. И снимали ещё, что характерно, в Новой Зеландии, хехе. И монтажёр и компания аниматоров раньше с Джексоном работали…
Заботливо и очень красиво в любом случае показана идея «творчество меняет реальность». А как здорово плевали герои на стереотипы «мальчики-девочки, блаблабла»! И тролля, побеждённого в битве и преклонившего колени, ставшего служить победителям, представляли с лицом посрамлённой школьной альфа-суки - символ морального превосходства над быдлом )) И в боёвку играть ухитрялись без мэрисьюшности и манчкинизма. Эх, вот учил бы их кто из наших приличных игроков… Были бы новые Уэйс и Хикмен, например. А сеттинг у них получился довольно интересный. Почти технофэнтези, гибрид Арканума и Нарнии.

Аааааыыыыы, распиздяйство - зло. И цивилы зло. И бедность зло. И религия зло. И общество современное часто тоже зло. Экстерминатуснах.
Previous post Next post
Up