Вот что-то сунулась перечитывать не что иное, как "Школу в Кармартене", прочитанную лет десять назад.
Уууууух, как забавно! После двух-то таких крупных личных перековок.
И если первая касалась только толкинизма, за что спасибо понятно кому, то...
Мне помнилась эта книга своей неповторимой атмосферой. Перечитывая, даже не зная всей этнографическо-культурологической подоплёки, всё равно впечатляешься. Это прямо-таки близко к магическому реализму в сочетании с.... ээээ... с натяжкой адекватным Маскарадом. Хотя и не докрученным, автора можно простить за давностью лет и незнакомством с офигительным Миром Тьмы, но даже при этом условии - это произведение довольно-таки жизнеутверждающее. Во всяком случае, так казалось мне до перековки. Так оно и запомнилось. Но то, что запомнилось - при перековке раскрылось как эпичнейшие косяки.
Про перековку: не так давно мне дали довольно-таки много примеров, поводов задуматься и идей на тему трансгуманистических взглядов, причём в самой впечатляющей их форме. Да и подача была... в режиме "педаль в пол", расплавленным металлом в формы извилин, диким огнём в глазницы, как Иллидану Ярости Бури, и новым зрением, но не как у него. То была Песнь Света, в её изначальном, внеазеротском, виде, голос наару - народа звёздной сверхцивилизации, несущей иным народам знания и торжество прогресса.
Но, помнится, даже они накосячили, борясь с Пылающим Легионом - затея-то здравая, Пылающий Легион без шуток то ещё злище. Не разобрались в мотивах политического блока Иллидана, у которого всю дорогу та же цель, только методы с точки зрения морали сомнительные. А в данном случае манера бить демонов их же оружием полностью себя оправдала. В общем, любые, даже самые могущественные сущности, могут ошибаться - в том числе и титаны с хранителями (которые не проинформировали Аспектов о некоторых, хм, аспектах метафизики Азерота. У, бедняга Малигос!).
Что уж говорить о смертных. Ну да ладно, это всё лирика.
Так вот. Школа в Кармартене - это таааакой дофига весёлый сюрреализм, на первый взгляд, а вот на второй - таки крутой магический реализм, практически свой сеттинг. И заодно оммаж не менее крутому сеттингу Роулинг, при этом почти не опускающийся до уровня тупой и идиотской пародии или плагиата - патамушо автор подошла к вопросу с умом, и видно, что обратилась к тем же первоисточникам, к которым иногда обращалась Джоан. С упором на мифологическую составляющую, которая и создаёт ту характерную атмосферу. Что-то такое пытался сделать Емец, используя древнерусские культурные мотивы, но скатился в пародию самого отвратительного вида и перегнул с чёрным юмором и вообще смехуёчками. (Да, Келайре иногда пишет, что кто-то переборщил со смехуёчками, да съест кое-кто свою шляпу, которой у него нет!) Коростелёва перегнула в другом.
Должна сказать, очень здорово получилось с отсылкой к известному стааарому фильмецу, который давным-давно многие любили и всё ещё любят, в том числе и я. Причём очень красиво обыгранной, я прям оценила. Предмет драконография, которая по уму, как у Роулинг, должна называться драконологией, что заодно стёб над фильмецом вышеупомянутым - подсвечено словами ученика: "Держу пари, он потом нам скажет, что драконов не существует!". В отличие от фильмеца, драконы там как раз существуют, только учеников сначала долго натаскивают на теорию и классификацию, потому, наверное, так и назвали предмет.
А ещё видно, что автор очень сильно не любит директора школы Хогвартс (и, положим, есть за что). Высмеяла самым жёстким образом. И либо испытывает пиетет к другому, не менее мерзкому и отвратительному персонажу, по которому текут половина (хотя кого я обманываю, примерно все) девочек-фанфикерш, либо... скажем так, я автора уважаю, потому предположу, что она хотела показать, как можно сделать из персонажа с подобной функцией антигероя очень крутого уровня, который достоин уважения без всяких "но", и при этом не удариться в унылую мартисьюшность. Показать, что не обязательно делать персонажа, делающего благое дело, моральным уродом, чтобы читатели за него болели. Возможно, это противоречие и было целью Роулинг - но от этого бомбит не только у меня. И вот альтернативная версия Коростелёвой вышла очень и очень годная. Смесь из точно отмеренного количества остроумия, высокого интеллекта, железной воли и при этом высокой же нравственности, и ещё до кучи уровень эрудиции, профессионализм и, контрастом с прочими персонажами, стремление к прогрессу. Даже стёбное ФИО и то не портит картину. Очень годный преподаватель, каким читатели Роулинг хотят видеть директора Хогвартса - и не могут, деятель, взявший на себя не то чтобы сверхзадачу, двигающую сюжет, но важную для исторического бэкграунда. Чуждого нам, читателям, если они не бредят историей Британии, что смазывает впечатление, но то, как это описано, внушает само по себе. Да и сюжет тоже - поддержание какого-никакого Маскарада почти полностью на нём, заодно и противостояние инсинуациям и общим косякам остальных преподавателей, по поручению директора школы. А сам директор как раз не брезгует замашками морального урода - прямое унижение учеников, доводящее аж до нервного срыва, это без оговорок неконвенционные методы и занесение персонажа в расстрельный список сразу и бесповоротно. Эдакое "на тебе!" поттериане, в целом одобрямс.
Да, а вот по поводу Маскарада палку автор таки перегнула. Подавление недоверия не выдерживает простой фразы "а чо, так можно было?" и недоумением, как это школа выстояла все бесчисленные века. Не, ну понятно, что там хардкорнейшая отборная сатира на британский бюрократический аппарат, по которому Роулинг тоже прошлась как следует. Но всё равно развязка вышла как-то чересчур, попросту - слитая концовка.
Однако самоирония там тоже есть - ведь заслуженно препода в шовинизме обвинили. Да и "драконография" потому и стёб, тонна теории и почти нифига практики. Методы преподавания тоже не идеальны - отправляя учеников-первокурсников, на минуточку, в шестнадцать лет максимум, в прошлые века, пусть и позаботившись о прикиде, и забирая их через энное количество часов, как-то странно не упоминать ни одного трагического случая, даже с прежними курсами. Не, такие вещи в любом учебном заведении замалчиваться будут, понятное дело. Вероятно, это всё сделано с одной стороны для чёрного сюрреалистического юмора (поржать над преподом-распиздяем и над общей сказочностью произведения), с другой - с целью показать, что в школе тоже косяков полно.
Да и по загнивающей аристократии там тоже прошлись. Чего стоят одни мерзкие родственнички Кервина Квирта, которые решили поиграть в молчанку вместе с сыном, при общем адекватном настрое наблюдая, как он мучается и тоннами тратит время и нервы, что вообще-то чревато. За такое тоже расстреливают без предупреждения. Даже подсвечено отношением к подобным вещам одного из персонажей - в эпизоде с русалкой, который, на первый взгляд, совершенно про другое и сильно далеко по сюжету, но те же ведь яйца, только в профиль. "Наблюдать за процессом умирания - это, знаете ли!.." "Кервин Квирт умирал стократно, думая, что не увидит больше своих учеников".
Только я так и не поняла, нахрена там китаец и вся китайская хитровыдуманная хрень, ни к селу ни к городу, как момент губастого аллигатора, если у нас кельтятина сплошная. Ну разве что с целью высмеять всю эту хитровыдуманную хрень, начиная с низкопоклонства - которое поминается на протяжении книги не раз, в том числе и когда по мнению персонажа происходит нештатная ситуация, но благоговение перед учителем не позволяет его прервать, в результате он ждёт какое-то время. А все знают, что такие вещи в нашей реальности могут закончиться очень плохо.
И ещё, мне прямо интересно: не в честь ли одного тамошнего героя назвал нижегородец Хипер своего персонажа на игру, по которому я так дико скучаю - настолько он колоритен? )))
Ооооо, а идея с театром - просто блеск! Перенесённая в театральный формат меметичная идея "как должно было закончиться произведение N" аж с самим Шекспиром, мол, со временем старые сюжеты переврали, и заодно без всякого "а иначе кина не будет". И забавно получилось, и на серьёзных щах вышла очень неплохая кульминация, я даже подумала, что именно на почве театральной деятельности школа сумеет-таки выехать, героическим образом, совместными усилиями преподавателей и учеников, решить вопрос с Маскарадом и избежать закрытия, это было бы прямо-таки красивое и гармоничное завершение сюжета, жаль, что такой хороший момент слит подчистую, тут автор эпично села в лужу.
И, конечно, стоит сказать, что самый интересный момент собой представляет история Диана Мак Кехта. Вырисовывается там одна очень нехорошая шняга, пусть и неоднозначно. Через половину книги красной нитью проходит почти детективная линия о том, что у этого, вроде бы положительного персонажа, есть некая зловещая тайна, скелет в шкафу, нечто, что не даёт ему покоя всю его долгую жизнь. И когда эта тайна наконец становится явной - это прямо-таки огорошивает персонажей, а читателям обеспечивает неслабый ужас у холодильника. Там затрагивается тема, на которой погорел не один десяток творцов, в том числе и в современности. В том числе, кстати, отчасти и сам Профессор.
И эту тему даже не спишешь на Маскарад, поскольку магический реализм во время произошедших событий был повсеместен, магия ещё не ушла в подполье. Да и почти вся та магия, которую изучают в школе, выглядит как наука по большей части, и не магия тоже - Артуру Кларку привет. Конечно, я говорю про историю смерти Миаха Мак Кехта. Персонажами это всё к тому же подсвечивается - говорится про архаизм той исторической саги и про нейрохирургию. И заодно феерическая хуйня и бред, портящий всю картину, про "законы природы" и "пределы естественного". Где у нас там все фантасты с "нехорошей наукой" и "дивным новым миром"? Десятки антиутопий, туева хуча историй и песен типа "тысячеглавый убийца-дракон", и прочее и прочее? Правильно - в заднице.
Что у нас вменяется в вину Миаху? Именно что нейрохирургия, руку отрубленную пришил. В нашей реальности современная медицина это уже при определённых условиях может. Ну и ещё - излечение ран, считающихся смертельными. Ладно ещё - почти однозначно автором осуждается переход моральной границы ради науки, но зато с фитильком в лице Змейка "допустимо ради необходимого эксперимента, который нельзя провести иным способом". Змейк и тут, кстати, показан голосом разума на этом фоне.
И ведь та история - кошмарный призрак прошлого Диана Кехта, непрекращающаяся мука. Гвидион прав, отмечая силу его духа. Упоминается, что некий чувак дерзнул "нарушить законы природы", переступить некий незримый предел, навлекая на себя "заслуженную" кару от собственного отца, а исследования его - преданы забвению. История, достойная самых гнусных дел всяческих храмовников, самых закосневших в отсталости своей злодеев, в общем, тот ещё жупел. И ведь в сюжете это подано так, что нифига не ясна позиция автора по этому вопросу. Всё, что сказано - мнения персонажей, заявленных как положительные. Быть может, это деконструкция, развенчание этих персонажей, способ показать их в откровенно ужасном свете. Персонажей - самого Мак Кехта и Гвидиона, хладнокровно рассуждающего про мотивы Мак Кехта и оправдывающего их. Гвидиона, ученика самого Тарквиния Змейка. Гвидиона, стремящегося в целом к познанию. Может быть, это даже сделано, чтобы показать глобальный косяк картины этого магического мира валлийских легенд, развенчивающий всю позитивную атмосферу, так трогательно выпестованную, ядрёной самоиронией в стиле "чума на оба ваших дома"? Ткнуть читателя лицом в это дерьмо, напомнив заодно, что на этом погорела, как уже было сказано, куча народу?
И вполне вероятно, что неприглядными кровавыми пятнами таким макаром вымазывается сам Мак Кехт - ещё и с прямой подсветкой его откровенного психоза на этой почве (блестящая идея!). Мало того, далее на романтической почве этот персонаж становится тем ещё неадекватом, натурально отставшим от жизни и закосневшим в своей зацикленности на прошлом, жутким профаном в банальных жизненных вопросах (что само по себе не порок, но очень веский недостаток и вишенка на всём вышеописанном торте). И, что характерно, он вообще никак из этого замкнутого круга не выбрался.
Да и сама эта романтическая история очень уж дурно попахивает. Тут и Рианнон ведёт себя очень неадекватно, достойно самых стереотипных наших, современных, людей женского пола с недостатком нормального воспитания, причём это показано настолько коверкающим образ и характер персонажа образом, что прямо-таки подчёркивается степень дерьмовости этой романтической идеи в головах персонажей. Мазохистское танго, как у Сапковского, самого тупого и идиотского разлива. Не то чтобы прям косяк автора, но вот так вот извращать одну из немногих более-менее описанных женских персонажей - это уже перебор. Особенно вымораживает финальный аккорд, когда эти двое наконец поладили - оба со свистом садясь в одну и ту же кровавую лужу, образно выражаясь. Есть такое кошмарное словечко - созависимость и прочий абьюз. Этот придурочный эскулап недоделанный, сам по себе придурочный, и несчастную женщину до ручки доведёт своими скелетами в шкафу и психозами. И культурная разница до кучи. Жизнь показывает, такие вещи всегда плохо кончаются. Короче, всё очень плохо. Нихрена на самом деле не положительный персонаж этот Мак Кехт.
И уж точно косяк в самой идее целенаправленно влюблять в себя учеников (Рианнон с мальчиками, Мак Кархи с девочками), никак не устраняя последствий - это вообще за гранью, расстрелять. Со скрипом оправдать можно только опять же целью показать и школу в негативном свете, заодно критика системы образования, хоть и слишком неявная. Не то чтобы не за дело эту школу закрыть хотели, если так уж подумать.
На самом деле интересно, как бы, учитывая всё вышеописанное, выглядел докрученный до полноты сеттинг. С высокой вероятностью, если задуматься, это было бы относительно неплохое тёмное фэнтези.