Чой-то наткнулась я на просторах сети на один опус. А именно
http://samlib.ru/h/haritonow_m_j/buratina.shtmlНе приходилось раньше на этого автора натыкаться, но даже аннотации и предисловие внушают.
Не фанфик, не то чтобы плагиат. А некий классический текст Алексея Толстого, "конвертированный", как и написано на самлибе, в жёсткую научную фантастику. В форме крупного романа.
Харитонов стар. Харитонов очень стар. Харитонов просто суперстар!!! Это настолько круто, что действие можно описать как "бульк"!
Жёсткая - это очень слабо сказано. Сей шедевр представляет собой дикую, просто невообразимую смесь... в общем, начнём с того, что это натуральный блядский цирк. Вот иначе не скажешь! Не экстерминатус, не пиздец даже! Потому что пиздец был в бэкграунде. А именно - сюжет разворачивается в очень и очень годном пост-апоке. С той ещё антиутопией, кое-где курит в сторонке Хаксли и, может, даже Оруэлл, которого автор, скорее всего, читал. Как и Фоллаут, и Пикник на обочине. (Блин, надо бы уже погонять в Фоллаут как следует!) И это - на фоне переосмысления сюжета Толстого в духе Сапковского. То бишь архетипичные истории и персоналии, переложенные на кондовую реальность, в данном случае - футуристическую. Редкостный блядский цирк. Фантасмагорический, с полнейшим паноптикумом всякого-разного.
С первых же страниц пробегает мороз по коже и ощущение, что таки беспросветный пиздец. Но нет, с ещё большим ужасом видишь, что пиздец УЖЕ был, а это всё - так, руины, развалины, полный Фоллаут и блядский цирк. А интрига и полное ощущение гадливости атмосферы пополам с восхищением - на уровне творения Глена Кука, которое в моём восприятии стало беспрецедентным случаем... а, блин, я об этом так и не написала как следует, но надо бы. Почему я Оруэлла вспомнила, хотя его не осилила - так это потому, что там ещё и лексика персонажей мира, отделённого от нашего как минимум веками четырьмя, а может, и больше - пока только кусок прочитала адским запоем (и уже в состоянии ААААА!), проработана так круто, мастерски показано влияние круто изменившихся реалий на лингвистику - сплошной, в общем, новояз. Значительные изменения в языках со временем, пока не очень понятно, направленные или как раз естественные. Реально тонна неологизмов, сначала неясных, но в целом интуитивно понятных. И это ещё только цветочки!
Жутчайшая антиутопия. С реалистичностью уровня того же Глена Кука или даже Мартина. Пожалуй, даже их переплюнет по натуралистичности, особенно эротики и наркотических приходов. С неясным ощущением висящей угрозы как у Сапковского, с мрачным и отдающим ржавчиной привкусом как в Пикнике. Да более того - к нему прямые отсылки. Да и не только к нему! Там буквально отсылка на отсылке и отсылкой погоняет. Ко всему что попадётся. К разным деятелям литературы и искусства, от давних до современных нам, от древних легенд до известных имён классиков. Да даже характерное "Меня - будить???", при котором так и слышится этот узнаваемый тон и рёв, который помнится годами, показывающее, что и современным фэнтези-вселенным автор не чужд, заставило просто аплодировать стоя! Тем более что мир подчёркнуто наш, реальный, только на несколько веков позже. Заметьте: это всё ещё не фанфик! А если и плагиат, то очень и очень аккуратный, мастерский и годный. Там нет ни позиции "всё было не так, один только я умный и покажу, что я и мои идеи умнее первоисточника!", характерной для одного распиаренного фанфикописца с чудовищным самомнением, ни совсем уж зашкварного кроссовера, как у ещё одного желчного идиота (чьё имя я даже знать не хочу), менее известного, но любящего разрушать гармоничные миры.
Зато там есть кое-что другое. То, что с серьёзными сюжетами сай-фая, а особенно антиутопией, смешать в удобоваримом формате практически нереально, но автору это удалось. Более того - у него получился настоящий карнавал сатиры пополам с деконструкцией легенд и сказок, что делал Сапковский, но в таком адовом количестве, что Сапковскому и не снилось. Юмор первосортный, всех цветов спектра, хотя чаще чёрный, в том числе и остросоциальный, образующий такой водоворот красок, что просто за голову хватаешься. Это просто гениально! Соединить в одном флаконе такой эпический уровень гротескного стёба и не менее эпическое мрачное, безумно интересное и захватывающее постапокалиптическое полотно - это надо умудриться. Количество отсылок и узнаваемых образов ну просто зашкаливает, почти на грани фола, но не за той гранью, когда этот безумный коктейль превращается в эпическое говно. Куда там фанфикам! Всё это с первых же слов хватает буквально за горло, держит и не отпускает, даже чуть сильнее, чем у Глена Кука. У него-то, если вкратце, чернота разных оттенков просто течёт холодным потоком очень долго с момента начала книг, долгое время не давая за что зацепиться какому-никакому сопереживанию, а просто держа по колено в этой тьме (об этом подробнее потом). А у Харитонова вот эта вот контрастная картина, на фоне ядовитой разрухи Фоллаута и Пикника яркими пятнами прочие разные идеи. Например, вот генная инженерия там достигла таких высот, какие и не снились тому же Хаксли, она там может примерно всё, и это (как и общество, похожее и чуждое в правильной пропорции) показано в до усрачки пугающих красках, пусть и немного стёбных. Не знаю, может быть, у прочитавших роман биологов возникнет вывих мозга и ощущение странного бреда. Надо выдать одному знакомому биологу почитать. Пусть оценит, во-первых, во-вторых, увидит, как можно круто показать кучу научных идей наглядным образом и при этом не опускаться до примитивного фанфикерства, в том числе и хорошо продемонстрировать крутые возможности любимого им, биологом, трансгуманизма. А они там реально крутые, пусть и пост-апок. Коктейль получился изумительный, ингредиенты выверены просто с ювелирной точностью. И это я ещё только небольшой кусок осилила.
О, да, и ещё! Вишенкой на торте совершенно правильное, довершающее картину до полного расколбаса, обилие смачной матерщины. Как тамошней футуристическо-новоязовской, так и нашей современной русской, безо всякой цензуры. Кажется, именно поэтому не просматривается сходство с западной литературой, у которой в переводах этого иногда не хватает из-за лицемерия современного общества. По моему мнению, вообще мат такая же часть нашей речи, как и всё прочее, и совсем лишать его литературу - полное ханжество. И одновременно опять же нет идеологической выхолощенности, из-за которой меня всю дорогу тошнит от снгшных авторов прошлого века, начиная с Ефремова и заканчивая Стругацкими. Несмотря на всю олдовость автора.
Всеми лапами мастхэв, что называется.