Уфффф... Доперечитала.
Начну, как обычно, с ругани. Исильфин, знаешь что? Как только приеду, как и обещала, выдам всё, что собиралась, и ещё сверх того! По идейным соображениям. Ибо нефиг!
Ыыыыыть, ща подберу формулировки, чтоб сортир не по теме опять же тут не полетел...
Все, кто знает меня, в курсах, насколько меня тошнит от исторической литературы, будь то беллетристика, хроники и что там ещё. За редкими исключениями. То же самое с историческими играми - ни ногой. Потому что в нашем мире так уж повелось, что любой взгляд в прошлое, куда бы ни, обязательно откроет картину полного пиздеца. Особенно если речь идёт о российской действительности любого века. Ну да, в настоящем пиздец тоже кое-где свой, но на мой взгляд, его всё-таки меньше, чем было раньше. При всей моей неэрудированности в этом вопросе мне хватило и того, что за двадцать с лишним лет жизни просачивалось и по рассказам старших поколений, и по книгам тем же самым, чтобы распевать вслед за Мэйнором-музыкантом: "Остановите землю, я сойду!". Но особым пиздецом, и в этом, я думаю, многие согласятся, считается век двадцатый.
Тогда-то, десять лет назад, я вообще не поняла, что за бредятину несёт главгерой Булгакова и какого хрена он сопли размазывает, тем более что прошлись мы в школе по произведению буквально вскользь. Щас-то более-менее поняла, ещё и кое-что из семейной истории вспомнив. И ещё больше поняла автора произведения, по которому видно, что он эту самую свою пиздецовую окружающую действительность хотел сжечь синим пламенем, как в книге и ещё и круче. И я бы даже с ним согласилась. Только...
Те же самые десять лет назад, в старших классах школы, кажется, даже до прочтения, намечала я в голове что-то вроде повести, где запилила тоже кое-какие сверхъестественные силы, которые по моему замыслу тоже творили трэш и угар примерно в тот же исторический период. Только совсем иначе. Не напоказ, не фарсом, без психбольниц и пожаров. А именно что по всем правилам ныкаясь, не показываясь почти никогда, не трогая простых людей, а выпиливая именно что политиков всяких тамошних и важных шишек, вот совсем выпиливая, сразу и с концами. Не всех, но многих, я курить матчасть поленилась. Понятное дело, замысел не обрёл плоть, у меня бы на это и сейчас эрудиции не хватило, но идея запомнилась. И, прикол, синее пламя как образ там тоже немного фигурировало.
Ну так я к чему. Мне тут пытаются в комментах сказать, что, мол, там у булгаковской "нечистой силы" была цель встряхнуть всю ту цивильную публику. А я скажу на это, что для этого методы не только варварские, но и бессмысленные совершенно. Всё равно что пинать медвежонка, боясь пойти на медведя. Ну, в смысле, пачками людские жизни портят, ломают иногда необратимо, причём совершенно простых людей, даже не упомянутых в повествовании. Бить-то, если уж бить, надо было не туда. А так-то в самом деле, каким бы пафосным Воланд ни был, вся подлость его слуг портит всю картину, я считаю. И те, кто считают, что они типа как санитары вычищают всякую заразу - неправы. Ничего они всем этим не достигли. Только хуже сделали. Особенно если вспомнить последствия для поголовья кошачьих. Уж это-то реально ни в какие ворота не лезет, за такое я тоже бы автору морду набила.
Не докрутил Булгаков. Ой как не докрутил. Даже на громкое слово "дьявол" с тем широким и пафосным значением, с каким его обычно употребляют, Воланд со своей кодлой не тянет. Скажем так - даже Рейстлин Маджере был ближе к божественному, даже будучи человеком. Тем более что он и похожими аргументами пользовался: "Чтоб камень и тот не отбрасывал тени, весь мир он по камню готов разнести..." - прям вот практически это Воланд Левию говорит в конце. Только в его контексте это была тупая демагогия, потому глаз резануло. Вот именно что режет глаз контраст между Воландом и его свитой. Говорят, что короля играет свита, а в данном случае его она скорее дискредитирует.
И ещё, я не поняла тему с Абадонной, что это за хрен вообще. Пока что только ржу и отплёвываюсь, потому что ассоциации с Вархаммером сразу, "баржи Абаддона" в башку втемяшились даже при том, что я и там не в теме.
Так, дальше пошли. Прав был тот, кто писал когда-то где-то в жежешечках, что у Булгакова Мастер - персонаж не ахти. Соглашусь, ой как соглашусь, и даже больше скажу - нытик, бесхребетная падаль и унылое говно. Только и хорошего, что демиург, но мало ли таких, унылым говном не являющихся? И почему именно так главгероя прописывать надо было? Кто-то может сказать, что мало ли товарищу мозги посворачивали во всяких там органах. Ан нет, унылым говном он и до того был. И нытиком тоже. К тому же плох тот демиург, который будет свои творения уничтожать. Да ещё и на фоне Маргариты он откровенно блёклый и серый.
Кстати, вот про эту-то всю линию сюжета. Ну, про музыкальные инструменты и их порчу я уже ругалась парой постов раньше, пойду дальше.
Где-то кто-то сказал, и правильно сказал, что плохо автор с Маргаритой обошёлся. Нет, ну её как персонажа-то я даже понимаю, чувства с эмоциями и всё такое всегда туманят глаза. Но вот это... Я имею в виду, что тот товарищ её не стоит совершенно, совсем уж не сочетается её яркая натура и твёрдый характер с вот этим шизоидным нелепцем. Просто, если подумать и отбросить на время романтический взгляд, как-то тошнит от сложившейся ситуации. Для неё, для Маргариты, это реально песец (и я щас не про историю с балом!), вот попала и всё тут, связалась с унылым говном, которое её даже совершенно не ценит и жуёт сопли. Плохо с ней обходится. Ведёт себя как те истеричные юноши, которые разыгрывают спектакли "ах, я её недостоин, пойду апстенку убьюсь!". Вот прям тошнит. И тошнить начинает с того самого момента, когда персонаж вслед за автором наезжает на мимозу. Которая вообще-то - первые весенние цветы в городе, ни в какие красные книги не занесённые, самые прекрасные цветы на свете, маленькие пушистые жёлтые солнышки, так здорово россыпью оживляющие серый асфальт вокруг и притом напоённые дивным ароматом, предвестники тёплого сезона. Ну каким же идиотом надо быть, чтоб на них наехать, пусть ты хоть сто раз гений??! Разве что, если со стороны автора посмотреть, это может быть маленькая литературная месть аллергика. Но тогда вообще пакостно и мелко как-то получается.
Так вот, о чём бишь я. Маргарита выглядит жертвой обстоятельств, в общем-то банальный случай, когда женщина по уши влюбляется в какое-нибудь говно. Особенно это оттеняет момент, когда она творит всякий трэшак типа разрушения всего вокруг, в том числе живых растений и музыкальных инструментов.
Мало того, если посмотреть вот на какой момент... На балу у Воланда, заметьте, все кавалеры в пафосных костюмах, а дамы - обнажённые, кроме головных уборов и туфель. Только и исключительно дамы, причём все без исключения. Начиная с Геллы и заканчивая Маргаритой и Наташей. Ещё куда б ни шло, если бы без одежды были все. Или в пафосных прикидах все. А так - как-то это странно и кривовато выглядит. Какого хрена - не пойму как следует. Ну, есть предположение, что Булгаков всё-таки не слишком-то современный автор, а все несовременные авторы подобными перекосами страдают. Учитывая, как описаны все сколько-нибудь упомянутые в романе женские образы - неутешительные выводы напрашиваются. Не ошибусь, если скажу, что там отовсюду торчат уши в том числе и дурацких из христианских идей. Та самая кривая часть исторического менталитета по поводу отношения к женщинам. Особенно примечательно выглядит случай с Фридой, одной из множества жертв изнасилования. И, кстати: вот как раз ту самую мразь-трактирщика только вскользь упоминают, тогда как Фрида на балу присутствует рядом с самыми разными висельниками и пафосными маньяками. Какой, блин, контраст в сравнении с таким количеством пакостей в адрес ни в чём ни повинных людей. И главное, как смакуются издевательства с этим самым платком в течение тридцати лет! Очень, очень показательно. То обстоятельство только и радует, что Маргарита при гаденьких словах придурочного колдунишки Бегемота ему выдаёт пиздюлей сразу же. Ну хоть что-то. Мозгами она хоть иногда пользуется по назначению. И ещё это вот снисходительное (со стороны автора, а не Маргариты) прощение Фриды устами персонажей, мол, после тридцати лет издевательств "нечистая сила" решила над ней сжалиться и отпустить. Вот тут Булгаков радостно и всей рожей вляпывается в ряды ханжей и мизогинов. Что неудивительно для товарища, настолько религиозную метафизику прописавшего. При всей гениальности - особенно большой косяк.
Подозреваю, вот тут начнётся срач на злободневную пресловутую тему между пролайферами, любителями розовых очков и здравомыслящими. Что ж, пусть начнётся! А я попкорном запасусь и буду наблюдать. Может, и Моррет тоже захочет понаблюдать )
В целом примерно со второй половины романа всё время кажется, что чего-то недостаёт. И когда дочитываешь, то же самое. Такое ощущение, что мир только-только намечен, едва описан. Однако метафизика настолько заковыристая, что хочется её брать и прорабатывать. Булгаков прорисовал контуры, которые безумно хочется наполнить, снова окунуться. Та половина сюжета, где прокуратор и Ершалаим, уносит просто на раз и в голове кадры из экранизации встают (хорошо всё-таки сняли эту часть!). Такое ощущение, что вот два куска сюжета, между которыми большой промежуток и времени, и пространства, и действия, которые хочется дополнить. Беру свои слова обратно, Исильфин тут не справится. А вот Мэндор может.
А теперь прикол. Закопалась по уши в книгу, и где-то на втором не то третьем флешбэке подняла голову и обнаружила, что на улице бушует настоящий шторм. Сшибает ветки, гремит, в стёкла струями хлещет и воет. Некоторое время бегала кругами, нервно ржала и пела свою "Страшную сказку", которую написала именно под вариацию того знаменитого марша из экранизации, на высокой ноте. И каждая строчка жгла изнутри, и видела я даже не тот ненавидимый прокуратором город, а кое-какие свои глюки на эту тему, воплощённые в этой песне. Вот уж тёмная песня силы получилась. И хоть убей, совсем другого Воланда вижу я. Вижу, как его можно было бы отыграть, и это было бы куда круче, чем этот старикашка Басилашвили. И немного другой сюжет рисуется в голове. Не зря я с Лабиринтом тоже так носилась, там архетипы некоторые в чём-то похожи. Только у Булгакова - сказка взрослая и страшная (потому так назвала свою вариацию). Правда, он с балом слегка не докрутил. Мне сильно ест мозг картина (я жеж танцор!), когда именно что по традиции хозяева бала этот бал открывают и идут первой парой в полонезе, выстраивая живописную процессию под музыку. И вижу я сюжет, где Маргарита обретает новую суть более полно, чем в книге, соответственно меняя восприятие и понимая, что опростоволосилась. И да - в идеале не возвращается к людям вообще, автор ясно показал, что там это возможно. Становится какой-нибудь тёмной бессмертной сущностью. Остальное - опционально. Может быть, заодно делает так, чтобы роман о Пилате обрёл новую жизнь, может, даже какие-нибудь плюшки получил его автор.
А как закрыла я книгу и оглянулась - над Москвой сияло солнце.
И ещё - всё сильнее хочется посмотреть на этот сеттинг в современном антураже. Где, блин, если вдруг припрёт, любого человека отыскать можно запросто, особенно для спецслужб, и инет и всё прочее, ох я бы поржала, наблюдая, как старается воландовская кодла соблюсти конспирацию! А учитывая, что они не очень-то любят всякую там аппаратуру - это даже для них было бы трудно, обращаться с современной ноосферой. Так бы столько народу не пропало. Идея: в эту метафизику можно встроить идею, как самая развитая и мощная современная техника с этой самой ноосферой может на энергетическом уровне противостоять всей той кодле, по типу Шедоурана или Арканума )))) Ухахах, прям совсем аниме получится )))) "Хелсинг" какой-то )))))
Хотя, если подумать, там тоже всё хитро... Намёк на научную фантастику есть: у Воланда натурально голографическое изображение Земли с баааальшим уровнем увеличения масштаба ))))
З.Ы. Если бы, блин, Булгаков имел возможность применить свой писательский талант в каком-нибудь нормальном времени и месте (нашем, например, где-нибудь в Европе), не оглядываясь на крышу и прочий пиздец, то он бы сам сумел запилить такой сеттинг, что по нему, а не по Миру Тьмы, сейчас бы водились и игры делали. Может, даже стал бы Толкином российского происхождения. Он сделал нечто, безумно красивое, но откровенно недоработанное. Из чего ещё можно сделать что-нибудь крутое. Это живой мир с богатой метафизикой, едва намеченный и прямо-таки ждущий своих демиургов.
З.З.Ы. Почитать, что ли, Мир Тьмы где-нибудь?..