К вопросу о Сигурде как раз всё не столь однозначно!
Сам Профессор ссылался в контексте Турина на скандинавский концепт "feigdr" - переводить его "обречённый", "подвергнутый року" и правильно, и нет. Для скандинавских персонажей такой характеристикой обладали скорее Старкад или исландец Греттир Могучий (который был в вечном цунгцванге, и все замечали в его словах и взгляде его неудачливость). А ведь обладатель Золота Фафнира - по умолчанию feigdir.
Романтики полтора столетия назад писали в своих опусах, что древние германцы, дескать, такие же фаталисты как эллины. В самом деле, рок Атрея, судьба Эдипа и подобные нюансы античной мифологии как раз таки демонстрируют полную покорность судьбе. Даже похождения Одиссея как бы намекают нам "не спорь с приговором судьбы". Для Сигурда Драконобойцы подобный вывод в корне неверен! На самом деле, если копнуть глубже, всплывает наблюдение А.Я. Гуревича об отношении скандинавов к судьбе и року.
У древних германцев времён битв готов с гуннами и особенно в эпоху викингов люди мыслились обладателями как бы двух судеб. Одна судьба - космическая - та, что звалась "приговор норн". Она отмерялась человеку с рождения. Улучшить её не могла никакая внешняя сила. Но очередное проклятие могло ухудшить. Последовательность сохранялась, что вошло в средневековые сказки: снять самый негативный элемент проклятия было возможно лишь при условии погружения в пучок других негативов, которые совместно делают всё лишь тяжелее. Вторая судьба скандинавских героев - персональная живая Доля. Дева-удача по имени Hamingja. Изначально она не превосходит базовый "приговор норн", но как раз на неё возможно повлиять. Её можно "взрастить" и "вскормить". Как бы подвигами. Но это определение туманно. Меж тем, читая северные саги и эпос, мы регулярно видим примеры, когда персонаж видит некую опасность и даже угрозу жизни, - и тут же радостно кидается прямёхонько навстречу. А всё потому как именно такие испытания взращивают Хамингью, делают её мощнее и могущественней.
Если брать пример из Толкина, то вот тот же Арагорн, идя в пещеру к мертвецам, не был уверен ни разу ни в том что убедит их, ни в том, что они его отпустят. Вот типичный пример такого поведения. Туор в Гондолине - второй пример. Но бывают случаи, когда человек мечется между такими авантюрами опрометчиво. Что бы он не предпринимал, он делает это так, что становится лишь хуже. Это справедливо для Феанорингов, и это же справедливо для Турина. Нетипичный пример - с Фродо и Горлумом: хоббит искренне верил что может преодолеть чужую несчастную искажённую судьбу. Эдакая педагогическая поэма, немыслимая в текстах раннего средневековья, но весьма уместная для Европы времён Второй Мировой...
"Сам Профессор ссылался в контексте Турина на скандинавский концепт "feigdr" - переводить его "обречённый", "подвергнутый року" и правильно, и нет. Для скандинавских персонажей такой характеристикой обладали скорее Старкад или исландец Греттир Могучий" Безусловно, Греттир является источником образа Турина в куда бОльшей степени, нежели Эдип.
"Но бывают случаи, когда человек мечется между такими авантюрами опрометчиво. Что бы он не предпринимал, он делает это так, что становится лишь хуже. Это справедливо для Феанорингов, и это же справедливо для Турина." С этим я не согласна. Фэанариони сделали свой выбор и сами выбрали свою судьбу. Турин оказался в обстоятельствах, которых он не выбирал и которых он не мог изменить: если это не проклятие Моргота, то это вполне житейские последствия Нирнаэт. Что он мог сделать по-другому? В общем, мало что: не охотиться на Саэроса, не строить в Нарготронде мост... А что ему надо было делать? Всю жизнь воевать в дориатской пограничной страже? Законному владыке Дор-ломина, потомку Хадора Лориндола? Нет, я не согласна с тем, что Турин сам во всем виноват, это я полагаю обвинением жертвы. Кроме того, смысл тогда получается очень мелкаи: "будешь вести себя как дурак - плохо закончишь". Я не верю, что Толкину быо интересно всю жизнь писать историю с такой убогой моралью.
Нет, я не согласна с тем, что Турин сам во всем виноват, это я полагаю обвинением жертвы. Кроме того, смысл тогда получается очень мелкаи: "будешь вести себя как дурак - плохо закончишь". Я не верю, что Толкину быо интересно всю жизнь писать историю с такой убогой моралью.
Моё субъективное видение этого персонажа - как часть противопоставления. Его нужно рассматривать именно в сравнении с Туором. И отчасти - с Береном. Над которым тоже было проклятие.
В истории Сигурда его аналоги - Гуннар и Хёгни. Те ещё мерзавцы, но обычно аудитории интересны именно они. Вот почему они помчались прямёхонько в ловушку, едва о ней узнав? Почему брат возжелал смерти брата? И многие другие нюансы в контексте описанного мною в предыдущем комменте. Греттир - тот ещё, пардон, мудила. Но и он интересен своими безысходными метаниями.
Базовый посыл для них всех - сакраментальное "делай что должен и будь что будет". Просто у всех к этому разное отношение. И реализация. Итог, соответственно тоже диаметрален.
Представляю целесообразным привлечь сюда трагических героев "Махабхараты", которые тоже явно интереснее чем рафинированный царевич Кришна. Причём не только Олдям, но и самим индийцам!
* Ачарья Дрона учил оба клана царевичей, и ему пришлось бы выбирать сторону в любом случае. Лично мне кажется, он почувствовал, что на стороне Пандавов явный перевес, и поэтому поддержал Дурьодхану, хоть и был с ним во многом несогласен. * Царевич Карна ещё ближе к Куллерво и Турину! Ведь он не был рождён в низшей касте, но лишь воспитан! И его душа тянулась к его личному предназначению. То, что он всю жизнь шёл путём воина, с точки зрения гуманиста абсолютно верно! Но это - решительное нарушение свадхармы и кармических законов Вед. В его случае звучит именно "будешь вести себя как дурак - плохо закончишь". Но мы как раз и ждём, что он плохо закончит. Судьба неоднократно предоставляет ему шанс уступить обстоятельствам, и мы с замиранием сердца переживаем "Неуж-то сдастся??" Но нет, не сдаётся. И мы вновь и вновь наблюдаем его стремительное приближение к трагической развязке. Но история Карны - очень восточная и духовная. Греттир и братья Нифлунги - северяне, во всей своей брутальности и обречённости. Мне кажется Толкин постарался передать именно это. Эта история важна своим уроком. Но симпатии автора явно на стороне Туора, чьи потомки действуют и во "Властелине Колец"
"Моё субъективное видение этого персонажа - как часть противопоставления. Его нужно рассматривать именно в сравнении с Туором." Есть много точке зрения. В сравнении с Туором Турина все время рассматривают, тут нет ничего нового. Но это сравнение не объясняет, почему Турин, проигрывающий кузену по стольким статьям, в эсхатологической перспективе приобретает божественный статус - как Геракл, скажем.
"И отчасти - с Береном. Над которым тоже было проклятие." ??? Какое, простите?
"та история важна своим уроком. Но симпатии автора явно на стороне Туора, чьи потомки действуют и во "Властелине Колец" В вашем видении остается неразрешенным вопрос, почему надо было писать эту историю всю жизнь, если у нее такой простенький мессидж. И почему, если Туор становится эльфом, Турин становится божеством.
Сам Профессор ссылался в контексте Турина на скандинавский концепт "feigdr" - переводить его "обречённый", "подвергнутый року" и правильно, и нет.
Для скандинавских персонажей такой характеристикой обладали скорее Старкад или исландец Греттир Могучий
(который был в вечном цунгцванге, и все замечали в его словах и взгляде его неудачливость). А ведь обладатель Золота Фафнира - по умолчанию feigdir.
Романтики полтора столетия назад писали в своих опусах, что древние германцы, дескать, такие же фаталисты как эллины. В самом деле, рок Атрея, судьба Эдипа и подобные нюансы античной мифологии как раз таки демонстрируют полную покорность судьбе. Даже похождения Одиссея как бы намекают нам "не спорь с приговором судьбы".
Для Сигурда Драконобойцы подобный вывод в корне неверен! На самом деле, если копнуть глубже, всплывает наблюдение А.Я. Гуревича об отношении скандинавов к судьбе и року.
У древних германцев времён битв готов с гуннами и особенно в эпоху викингов люди мыслились обладателями как бы двух судеб.
Одна судьба - космическая - та, что звалась "приговор норн". Она отмерялась человеку с рождения. Улучшить её не могла никакая внешняя сила. Но очередное проклятие могло ухудшить. Последовательность сохранялась, что вошло в средневековые сказки: снять самый негативный элемент проклятия было возможно лишь при условии погружения в пучок других негативов, которые совместно делают всё лишь тяжелее.
Вторая судьба скандинавских героев - персональная живая Доля. Дева-удача по имени Hamingja. Изначально она не превосходит базовый "приговор норн", но как раз на неё возможно повлиять. Её можно "взрастить" и "вскормить". Как бы подвигами. Но это определение туманно. Меж тем, читая северные саги и эпос, мы регулярно видим примеры, когда персонаж видит некую опасность и даже угрозу жизни, - и тут же радостно кидается прямёхонько навстречу. А всё потому как именно такие испытания взращивают Хамингью, делают её мощнее и могущественней.
Если брать пример из Толкина, то вот тот же Арагорн, идя в пещеру к мертвецам, не был уверен ни разу ни в том что убедит их, ни в том, что они его отпустят.
Вот типичный пример такого поведения. Туор в Гондолине - второй пример. Но бывают случаи, когда человек мечется между такими авантюрами опрометчиво. Что бы он не предпринимал, он делает это так, что становится лишь хуже. Это справедливо для Феанорингов, и это же справедливо для Турина.
Нетипичный пример - с Фродо и Горлумом: хоббит искренне верил что может преодолеть чужую несчастную искажённую судьбу.
Эдакая педагогическая поэма, немыслимая в текстах раннего средневековья, но весьма уместная для Европы времён Второй Мировой...
Reply
Для скандинавских персонажей такой характеристикой обладали скорее Старкад или исландец Греттир Могучий"
Безусловно, Греттир является источником образа Турина в куда бОльшей степени, нежели Эдип.
"Но бывают случаи, когда человек мечется между такими авантюрами опрометчиво. Что бы он не предпринимал, он делает это так, что становится лишь хуже. Это справедливо для Феанорингов, и это же справедливо для Турина."
С этим я не согласна. Фэанариони сделали свой выбор и сами выбрали свою судьбу. Турин оказался в обстоятельствах, которых он не выбирал и которых он не мог изменить: если это не проклятие Моргота, то это вполне житейские последствия Нирнаэт. Что он мог сделать по-другому? В общем, мало что: не охотиться на Саэроса, не строить в Нарготронде мост... А что ему надо было делать? Всю жизнь воевать в дориатской пограничной страже? Законному владыке Дор-ломина, потомку Хадора Лориндола?
Нет, я не согласна с тем, что Турин сам во всем виноват, это я полагаю обвинением жертвы.
Кроме того, смысл тогда получается очень мелкаи: "будешь вести себя как дурак - плохо закончишь". Я не верю, что Толкину быо интересно всю жизнь писать историю с такой убогой моралью.
Reply
Кроме того, смысл тогда получается очень мелкаи: "будешь вести себя как дурак - плохо закончишь".
Я не верю, что Толкину быо интересно всю жизнь писать историю с такой убогой моралью.
Моё субъективное видение этого персонажа - как часть противопоставления.
Его нужно рассматривать именно в сравнении с Туором.
И отчасти - с Береном. Над которым тоже было проклятие.
В истории Сигурда его аналоги - Гуннар и Хёгни. Те ещё мерзавцы, но обычно аудитории интересны именно они. Вот почему они помчались прямёхонько в ловушку, едва о ней узнав? Почему брат возжелал смерти брата? И многие другие нюансы в контексте описанного мною в предыдущем комменте.
Греттир - тот ещё, пардон, мудила. Но и он интересен своими безысходными метаниями.
Базовый посыл для них всех - сакраментальное "делай что должен и будь что будет".
Просто у всех к этому разное отношение. И реализация. Итог, соответственно тоже диаметрален.
Представляю целесообразным привлечь сюда трагических героев "Махабхараты", которые тоже явно интереснее чем рафинированный царевич Кришна. Причём не только Олдям, но и самим индийцам!
* Ачарья Дрона учил оба клана царевичей, и ему пришлось бы выбирать сторону в любом случае. Лично мне кажется, он почувствовал, что на стороне Пандавов явный перевес, и поэтому поддержал Дурьодхану, хоть и был с ним во многом несогласен.
* Царевич Карна ещё ближе к Куллерво и Турину!
Ведь он не был рождён в низшей касте, но лишь воспитан! И его душа тянулась к его личному предназначению. То, что он всю жизнь шёл путём воина, с точки зрения гуманиста абсолютно верно! Но это - решительное нарушение свадхармы и кармических законов Вед. В его случае звучит именно "будешь вести себя как дурак - плохо закончишь".
Но мы как раз и ждём, что он плохо закончит.
Судьба неоднократно предоставляет ему шанс уступить обстоятельствам, и мы с замиранием сердца переживаем "Неуж-то сдастся??" Но нет, не сдаётся. И мы вновь и вновь наблюдаем его стремительное приближение к трагической развязке.
Но история Карны - очень восточная и духовная.
Греттир и братья Нифлунги - северяне, во всей своей брутальности и обречённости.
Мне кажется Толкин постарался передать именно это.
Эта история важна своим уроком. Но симпатии автора явно на стороне Туора, чьи потомки действуют и во "Властелине Колец"
Reply
Его нужно рассматривать именно в сравнении с Туором."
Есть много точке зрения. В сравнении с Туором Турина все время рассматривают, тут нет ничего нового. Но это сравнение не объясняет, почему Турин, проигрывающий кузену по стольким статьям, в эсхатологической перспективе приобретает божественный статус - как Геракл, скажем.
"И отчасти - с Береном. Над которым тоже было проклятие."
??? Какое, простите?
"та история важна своим уроком. Но симпатии автора явно на стороне Туора, чьи потомки действуют и во "Властелине Колец"
В вашем видении остается неразрешенным вопрос, почему надо было писать эту историю всю жизнь, если у нее такой простенький мессидж. И почему, если Туор становится эльфом, Турин становится божеством.
Reply
Leave a comment