Я такого конца не ожидала, мне вообще не очень интересно предугадывать концы, а интереснее следить, как все разворачивается.
Мне, скорее, понравилось, как все закончилось: невозможно представить, чтобы конец такой большой и тяжелой вещи, что в виде книги, что в виде сериала, был розовым. И есть в финале сериала какая-то узнаваемая мартиновская горечь.
Для меня это история о том, что на нижнем уровне пирамиды Маслоу абсолютно безразличны такие существующие лишь в человеческой голове, а не в объективной реальности конструкции как "совесть", "честь", "порядочность".
Я о том, что история по сути о выживании людей. Всех до единого, как вида. О том, что никакая цена не будет слишком велика за то, чтобы нанести поражение Королю Ночи. Не потому что он "плохой", а потому что люди и он с братьями не совместимы на одной земле и под одним небом. К концу сериала все уже, кажется, забыли о битве за Винтерфелл - а ведь после нее, насколько я понимаю, должна была закончиться последняя Долгая Зима.
Для того, чтобы нанести это поражение, должен придти Великий Герой (в данном случае Героиня), который ценой тяжелейших испытаний накопит достаточный ресурс для этого (воля, драконы, армия, генштаб). После того, как Король Ночи все, кровавая чехарда Игры Престолов может продолжаться вечно, она больше не ведет к уничтожению всей человеческой расы (потому что эта угроза уничтожена). А Великая Героиня непременно станет тираном, потому что после всего, что она пережила, человек просто неспособен стать другим.
Но в мире Мартина есть Судьба, даже в чем-то доброжелательная к людям: есть другой Великий Герой, порядочный, верный, склонный прислушиваться к другим людям. Великий Герой, которому Великая Героиня достаточно доверяет. Заодно судьба вмешает в игру порядочного человека с хорошо подвешенным языком. Именно Великий Герой, в качестве бесплатного бонуса людям, сможет разбить колесо Железного Трона (концепция Игры Престолов + break the wheel как скрытая аллюзия на средневековое Колесо Фортуны?), уничтожив последнего человека, который домогался Железного Трона. Вообще, видно, что с точки зрения Судьбы смысл Игры Престолов - это уничтожение всех, кто желает занять Железный Трон, вместе с fucked in the head приближенными, и в конечном итоге самого Железного Трона. Практически в терминах легитимации власти по Веберу: наследственная+харизматическая власть превращается в основанную на правилах (выборы) (да, я фанат Екатерины Шульман).
Именно в этом смысле я понимаю слова Брана, аватара Судьбы, о том, что Джон сделал то, что был должен, и был там, где был нужен: это просто констатация факта, а не осуждение и не оправдание. В чем-то ужасная, поскольку означает сведение свободы воли Джона примерно до нуля. С точки зрения Судьбы все эти человеческие метания... ну, в общем, "мавр сделал свое дело, мавр может уйти". Если найдет способ пережить то, что сделал, - пусть живет, почему бы и нет. В общем, Джон родился, чтобы стать таким, чтобы попасть в эту вилку и принять то решение, которое он принял. Такая диалектика судьбы и свободной воли.
Что до королевствования Брана... технически это самый могущественный человек (существо) в силу владения огромным объемом информации. Такая метафора ынтырнета, если хотите, ха-ха. Он не акутальный король, а гарант. Править, конечно, будет Тирион и К. Есть грозный суд для наперсников разврата. Но остальным милосердия никто не обещал. Хотя немножко дал: поскольку все выжившие - люди, способные жить своим делом, а не только умирать от разбитого сердца, им и дали дело.
В общем, интересная получилась концепция Судьбы, близкая опыту неверующего человека. Если немного упростить, то можно представить эту концепцию, как в этом анекдоте:
Умер человек, попал на тот свет, спрашивает у судьи\ап. Павла:
- Скажи, а зачем я жил? В чем был смысл моей жизнь?
- Хм, помнишь, в таком-то году ты сидел обедал в ресторане, и человек, сидящий за соседним столом, попросил у тебя солонку?
- Да, помню, передал я ему эту солонку.
- Вот это и был смысл твоей жизни.