Мой доклад про готов с Вескона

Feb 27, 2017 18:32

Без цитирования, просто текст. Не могу не поблагодарить Мстислава из СПб, который во время доклада кивал не только на словах "Видугавия", "Теодорих" и "Галла Плацидия", но даже на словах "битва при Абритте" и "битва при Недао" :)
============

«Готы пали не бесславно: храбро билися они...»,
или «готский след» в творчестве Толкина

Вместо эпиграфа две цитаты из «Биографии Толкина» Карпентера:
«В школе существовал обычай вести дебаты исключительно на латыни, но для Толкина это было проще простого: в одном дебате, в роли греческого посла к сенату, он вообще всю свою речь произнес по-гречески. В другой раз он ошарашил своих соучеников, когда, в роли варварского посланника, бегло заговорил по-готски…» (1910).
«Толкину никогда прежде не доводилось видеть вблизи магнитофон. А потому он сделал вид, что машинка Сэйера внушает ему немалые подозрения, и на всякий случай произнес в микрофон «Отче наш» на готском, чтобы изгнать бесов, которые могли таиться внутри этой штуковины»… (1952).

Кто же такие готы? Это германский народ (как, например, немцы или англичане), но не современный, а древний, пришедший в Европу из Скандинавии во времена Великого переселения народов. И, в отличие от предков тех же англичан - англов, саксов и ютов - готы не оставили после себя ни государства, ни народа, ни языка. Но готы, обошедшие всю Европу и правившие некогда чуть ли не большей ее частью, оставили после себя легенды, предания и географические названия, их история стала частью истории Италии, Испании, Франции и Восточной Европы. А их язык - готский - стал первым германским языком, на котором были созданы значительные письменные памятники, и потому знакомство с этим языком необходимо каждому филологу-германисту, точно так же, как всякий филолог-русист должен быть знаком со старославянским.
Толкин, как мы видели, мог бегло говорить по-готски еще до поступления в Оксфордский университет. Как он сам писал, готский был первым языком, который он начал изучать из чистого эстетического удовольствия (Письма, 163). В то время он делал на своих книгах надписи на готском и даже «перевел» на готский свое имя, так что у него получилось «Ругинвальдус Двалаконейс» (Ruginwaldus Dwalakōneis). Однако ему не хватало готских слов - их запас в известных памятниках ограничен, - и потому Толкин стал придумывать слова «под звездочкой» - беря немецкие и английские слова и, применяя определенные правила, «делал» из них готские. Например, слово «мирувор» сам его автор возводил к придуманному им готскому слову «миду» (родственное английскому «mead») + реально существующее готс. «приятный» + ряд трансформаций.
В какой-то момент, ближе к концу учебы, Толкин взял блокнот и начал писать в нем словарь придуманных им готских слов, озаглавив его на готском «Язык великого народа, или готская речь». Но быстро остановился и начал вместо этого писать в этом блокноте «Квэнийский лексикон». В итоге в квэнья попало много слов, подозрительно напоминающих готские.
Приведу пример и начну с русского слова «верблюд». Его исходник, «велблуд» в свое время было заимствовано из готского языка - «улбандус» (от греческого «элефас», «элефантос»). Но в раннем квэнья готское слово превратился в «улбанд» - «чудовище, великан» (и, кстати, по соседству с «улбанд» в КЛ мы видим слово «улумпэ» - «верблюд»). Слово же «улбанд» - одно из имен Мэлько в УС - «Улбан(д)». А «Улбанди» - имя великанши, матери Косомота (Готмога, который в УС - сын Мэлько).
Интриговали Толкина-германиста не только язык, но и история готов, точнее, ее отражение в литературных памятниках других германских народов: в первую очередь англо-саксов и скандинавов. Нитей этих много, упомяну только о «Новых песнях» («Сигурд и Гудрун»), где «готская часть» как бы реконструирована по исландской саге о Хейдрике Мудром (ее перевел с исландского и опубликовал Кристофер Толкин в 1960 году). Таким образом, в старом сюжете появляется новый поворот: готы, подданные Аттилы, вспомнив свои обиды, переходят на сторону Гуннара и К. Ср. «Сагу о Хейдрике» и «Новую песнь»:

С юга пришёл я
сказать эти речи:
лес весь сожжён
и Мюрквида пустошь,
вся страна готов
залита кровью.
By mighty Mirkwood
on the marches of the East
the great Goth-kings
in glory ruled.
By Danpar-banks
was dread warfare
with the hosts of Hunland,
horsemen countless.

При таком количестве любви и интереса Толкина неудивительно, что готы «просочились» и в созданный им мир.
Самый большой «готский» кусок - это северяне. 13 век Т.Э., Гондор. Напомню: Гондор дружественно относился к северянам, жившем на левобережье Андуина, как к родственному народу: давали им землю, чтобы те их защищали от нашествий с востока. Но в 13 веке возникли проблемы (описание очень хорошо ложится и на готов, и на прочие племена, имевшие бурную и сложную историю отношений с Римской империей).
Как бы то ни было, в 1248 Миналкар разгромил истерлингов и вообще навел в тех краях порядок. Потом послал к союзному королю северян Видугавии (букв. «лесожитель», ср. с готским «тервинги» - «древолюди», возможно, древляне восточноевропейской истории) своего сына Валакара, а тот взял и женился на Видумави («лесная дева»).
Надо сказать, что уникальность случая для Арды и для античных империй примерно одинакова: из всех римских и византийских императоров только один был женат (а не взял в наложницы) на откровенной «варварке», женившись на ней наследником, когда его отец искал союза; сын этой пары тоже был потом императором. Но принцесса была не готская и даже не германская, а хазарская - Чичак, в крещении Ирина, жена Константина Пятого и мать Льва Четвертого, прозванного «Хазаром». Дело было в 8 веке. Это к вопросу о разных весовых категориях «империй» и «варваров», что Толкин не придумал, а просто взял из реальной истории.
Итак, Эльдакар, с правлением которого началась Междоусобица, звался на языке народа своей матери Vinitharya. И вот это уже интересный случай, коль скоро это имя, в отличие от предыдущих, Толкин не собрал сам, а взял из истории готов, из списка королей в «Гетике» Иордана: король остроготов, оказавшихся в подчинении у гуннов. Ища способы освободиться от гуннского владычества, он устроил поход в область антов, где нехорошо обошелся с королем их Божем и старейшинами. Считается, что эти анты и есть славяне (ср. со «Словом о полку Игореве»: «Вот уже готские красные девы запели на берегу синего моря, звеня русским златом, воспевают время Бусово»). В общем, получается, что Винитарья - «победитель славян» - т.е. перевод на готский титула, который принял Валакар.
19 век. Мощное нашествие с востока. В 1856 году в бою за Андуином гибнет Нармакиль II, а северяне попадают в рабство к вейнрайдерам. Аналогия простая: появились гунны и завоевали готов. В связи с чем упоминается Мархвини, сын Мархари - вот у нас лошадиные готские имена.
Потом одновременно происходит восстание северян и выход Гондора на войну в 1899 году. Можно сравнить с ослаблением гуннов в битве на Каталаунских полях, что привело к сражению при Недао (ок. 455), когда остроготы освободились от гуннского владычества и стали дружить с империей.
Однако в 1944 году происходит роковая для Гондора битва, в которой гибнут король Ондохэр и оба его сына. И это уже напоминает битву в которой готы были «с другой стороны»: битва при Абритте, 251 год. Битва была жестокая и кровавая.
Еще в самом начале сражения бы убит старший сын императора Деция, а потом погиб и сам Деций. Второй сын Деция умер своей смертью очень скоро после гибели отца и старшего брата (ср. с историей принца Фарамира, сбежавшего на войну). Первый римский император, погибший на поле брани, Деций видел свою задачу в восстановлении славы империи, а после его гибели начался очередное смутное время в жизни империи.

А теперь поговорим обитве на Каталаунских полях, 451 год, в которой «последний римлянин» Аэций и тулузские везиготы сражались против «бича божьего» Аттиллы.
Согласно житию епископа Аврелиана, соединённые силы Аэция и Теодориха спасли город, когда гунны уже проломили стены города таранами.
Иордан: «Там король Теодорид, объезжая войска для их ободрения, был сшиблен с коня и растоптан ногами своих же; он завершил свою жизнь, находясь в возрасте зрелой старости…. везеготы стали искать короля, сыновья - отца, дивясь его отсутствию, как раз когда наступил успех. Весьма долго длились поиски; нашли его в самом густом завале трупов, как и подобает мужам отважным, и вынесли оттуда, почтенного песнопениями на глазах у врагов. Виднелись толпы готов, которые воздавали почести мертвецу неблагозвучными, нестройными голосами тут же в шуме битвы. Проливались слезы, но такие, которые приличествуют сильным мужам, потому что, хотя это и была смерть, но смерть - сам гунн тому свидетель - славная. Даже вражеское высокомерие, казалось, склонится, когда проносили тело великого короля со всеми знаками величия. Отдав должное Теодориду, готы, гремя оружием, передают [наследнику] королевскую власть, и храбрейший Торисмуд, как подобало сыну, провожает в похоронном шествии славные останки дорогого отца»
Легенда Дамаския: «Когда тела погибших упали, их души продолжили сражаться в течение 3 дней и 3 ночей. Мёртвые бились с не меньшим ожесточением и мужеством, чем когда они были живые. Видели призраки воинов и слышали громкое клацанье от их оружия».

И теперь о Галле Плацидии, женщине непростой судьбы. Дочь императора Феодосия Великого, она попала в плен к королю вестготов Алариху, а потом вышла замуж за следующего готского короля, Атаульфа (свадьба по римскому обычаю). У супругов родился сын, которого назвали Феодосием - совершенно не по-готски. Судя по всему. Атаульф относился к жене с большим уважением и вел проримскую политику. Когда ее муж умер, следующий король вернул Галлу Плацидию ее брату, императору Гонорию, в обмен на хлеб. Брат выдал Галлу за Констанция, которого сделал своим соправителем. После смерти Гонория императором стал сын Галлы Валентиниан III.
А теперь о том, чего общего между этим непримечательным императором и Теоденом Эдневом. Дело в том, что Тенгель, отец Теодена, в свое время уехал из Рохана в Гондор, где «won honour in the service of Turgon». Там он женился Морвэн из Лоссарнаха. Морвэн была родственницей Дол-Амротских князей, причем по мужской линии. Что с 50 проц. вероятностью означает ее принадлежность к роду Элэндиля (в силу родства дол-амротских лордов с Элэндилем). Влияние Морвэн сказывалось как минимум в ее доме, когда она стала королевой: в доме Тенгела «the speech of Gondor was used».
Морвэн явно была темноволосой и выше, чем рохиррим: «Eomer was said to have been tall, of like height with Aragorn; but he with other descendants of King Thengel were taller than the norm of Rohan, deriving this characteristic (together in some cases with darker hair) from Morwen, Thengel's wife, a lady of Gondor of high Numenуrean descent», и про Эовин сказано: «Éowyn was slender and tall, with a grace and pride that came her out of the South from Morwen of Lossarnach, whom the Rohirrim had called Steelsheen».
Сходство, то есть, в том, что оба они - сыновья «принцесс из империи», вышедших замуж за «варварского короля», служившего «империи».
Но на самом невозможно избавиться от мысли о сходстве Теодена с самым известным из готских королей - Теодорихом Великим, правившем Италией.
Начать можно с имени: д.-и. þjóðann - князь, король (поэт.) [г. þiudans, д-а. þeoden, д-с. thiodan; от þjóð]. А Þiudareiks - что-то вроде «король народа».
Следующее то, что оба наши короля в смысле культуры находится между своим народом и другим, более цивилизованным. Теоден, напомню, полукровка, он жил в Гондоре до 5 лет (пока его отец не вернулся в Рохан) и наверняка его родными языками были вестрон и синдарин (коль скоро в доме Тенгела «the speech of Gondor was used»).
Теодорих (мама которого была не арианка, как обычно у готов, а ортодосксальная христианка) был отправлен заложником в Константинополь, где прожил 10 лет и навсегда проникся пиететом к Империи и ее культуре (вообще «империи»). И хотя ничто ему при случае не мешало воевать с Византией, уважение никуда не делось: он всегда считал свое итальянское королевство частью империи и никогда не чеканил монеты со своим изображением. В бытность свою королем Теодорих проводил политику, нацеленную на мирное существование римлян и готов. Так уважал все римское, что местами это вызывало недовольство его собственного народа, ср. со сказанным о Тенгеле: «the speech of Gondor was used in his house, and not all men thought that good».
При этом Теодорих был самым обычным германским вождем в смысле «опустошить местность во время военного похода» и «предательски убить соперника». Вот как Теодорих расправился с Одоакром: усадив Одоакра на место почётного гостя на примирительном пиру, Теодорих одним ударом меча разрубил его от ключицы до бедра, сказав после этого: «У несчастного не было в теле костей». Брат Одоакра был застрелен из лука, сына казнили, а жену бросили в тюрьму, где она умерла от голода.
Но притом Теодорих занимался защитой древних памятников, устраивал в Риме традиционные игры, застроил и украсил свою столицу Равенну (очень рекомендую), очень старался по части финансового благополучия и безопасности подданных. Веротерпим до степени неуместности: велел восстановить сожженные во время погромов синагоги на деньги погромщиков. Очень необычный человек, очень сильно выделяющийся.
Еще у него не было сына-наследника - и Теодред, сын Теодена, гибнет до того, как действие ВК перемещается в Рохан.
И еще общего история о том, как хороший король на старости лет превращается в плохого - но раскаивается в этом. Прокопий Кесарийский: «Симмах и его зять Боэций были оба из старинного патрицианского рода; они были первыми лицами в римском сенате и консулярами. Оба они занимались философией и не меньше всякого другого они отличались справедливостью; многим из своих сограждан и иноземцев они облегчили нужду благодаря своему богатству; этим они достигли высокого уважения, но зато и вызвали зависть у негодных людей. Послушавшись доносов негодных людей, Теодорих казнил Симмаха и Боэция (уважаемые люди, философы), будто бы пытавшихся совершить государственный переворот. Когда он обедал несколько дней спустя после этого, слуги поставили перед ним голову какой-то крупной рыбы, Теодориху показалось, что это голова недавно казненного им Симмаха. Так как нижняя губа у нее была прикушена зубами, а глаза ее смотрели грозно и сурово, то она показалась ему очень похожей на угрожающую. Испуганный таким ужасным чудом, он стал оплакивать свой ошибочный и несправедливый поступок по отношению к Симмаху и Боэцию. Раскаявшись в таком своем поступке и глубоко подавленный горем, он умер немного времени спустя» - очень странно для варвара-германца, не так ли?
Невозможно умолчать и о комической стороне «готского вопроса» - если не в самом ВК, то в черновиках к нему. Я имею в виду имена хоббитов в черновиках к Аппендиксам.
Примеры: Гундахар - бургундский король 5 века, прототип Гюнтера. Одоакр - король Италии, положивший конец ЗРИ, отослав инсигнии Ромулу Августула Зенону), Родерих - последний король вестготов Испании. Теодорих - Великий и вообще куча всяких. Аларих: Аларихов много, например, вестгот, разграбивший Рим, или последний король Тулузского королевства. Атанарих - 4 век, первый более-менее известный вестгот.
Вот такие хоббиты…

Профессор, умное, мое, германское

Previous post Next post
Up