Левиафан

Jan 25, 2015 01:18


Собрались с Валюшей посмотреть нашумевший «Левиафан». Вообще я такие фильмы не смотрю, или смотрю редко и уже значительно после того, как вся шумиха вокруг них уляжется. Так, в итоге, я не посмотрел до сих пор ни одного фильма Звягинцева. На этот раз решил таки узнать, как выглядит «безнадёжность», за которую все клянут этот фильм.
Ну так вот, поиск выдал мне ссылку на «Левиафан», но другой - документальный фильм, снятый в манере «один день из жизни...». Сказать, что фильм «тяжёлый», значит ничего не сказать. Безнадежность наступает с первых же минут, а к середине просмотра ты и вовсе оказываешься во власти древнего, лавкрафтовского ужаса. Чувство беспокойства, отвращения и страха не покидает тебя. Будто это ты стоишь на палубе рыболовецкого траулера посреди океана, весь мокрый, заваленный скользкой рыбой (вонь, чешуя), вынужденный раз за разом проделывать одни и те же заученные монотонные движения... Впрочем, реальный человек сохраняет достоинство и в этом рукотворном филиале ада, даже засыпая с бумажным стаканчиком растворимого кофе в руках. Финальные же кадры просто потрясающие.

image Click to view


Здаётся мне, что этот «Левиафан» во много раз сильнее «Левиафана» Звягинцева. Суровая правда жизни всегда сложнее (и прекраснее) любого, пусть даже самого талантливого, игрового кино. Я вот задумался, может игровое кино вообще исчерпало себя как жанр? Может оно устарело и умерло?
По поводу всей этой «левиафановской» суеты я хотел сказать товарищам: а чё вы блять хотели нахуй. Ясное дело, все хотят, ну просто ждут второй «Окраины», но также ясно, что никто не снимет для нас второй «Окраины» (или хотя бы «Бойцовского клуба»). Революция нуждается, отчаянно нуждается в собственном кинематографе, но его как не было, так и нет. Российский кинематограф абсолютно для этого не годится, в первую очередь потому, что революция нуждается в сильных людях и мощных образах, а российские киношники сплошь уверены, что кино «про жизнь как она есть» - это обязательно про слабых, ломающихся людей в окружении болезненных образов. Отсюда явления вроде «Левиафана» и «Дурака». Страшно предположить, что возьмись они экранизировать «Санькью» - тоже ничего хорошего не получится. Может быть потому что игровое кино действительно умерло, а может быть потому что «страшно далеки они от народа» и руки (а главное головы) у них из жопы растут. Российским киношникам невдомёк что снимать сейчас нужно нацболов - в душном московском бункере, на морозных постах в регионах и в окопах Донбаса. Журналисты и новостники-документалисты в этом плане куда прозорливее. Может быть, потому, что кинодокументалистика как раз оживает (впрочем она и не умирала, но развитие Интернета открыло ей второе дыхание). И как раз документальное кино и кинохроника может дать революции нужные средства агитации и пропаганды.
А участвовать в этом пинг-понге с обсуждением хороший или плохой «Левиафан» (и тому подобные явления) не нужно вовсе. Не нужно пускать круги по воде. Пусть мёртвые сами хоронят своих мертвецов.
Previous post Next post
Up