Бунд - это еврейское социалистическое и марксистское движение. Бундовцы были противниками сионистов, но выступали за культурную автономию в регионах проживания евреев. В начала 20го столетия бундовцы были очень сильны в еврейском сообществе, организуя крупные стачки, вооруженные выступления, отряды еврейской самообороны против погромов. Затем, в силу ряда причин, влияние их стало падать. Книга, о которой идет речь, посвещена контр-культуре, созданой Бундом среди евреев межвоенной Польши.
Letopisetz сообщает об этом слудующее: "В издательстве Сиракузского университета (США) вышла книга еврейского историка Джека Джакобса "Контркультура Бунда в межвоенной Польше". В работе рассматриваются основные идеологические установки еврейского национального движения анти-сионистского толка; политическая, культурная, просветительская деятельность Бунда, пропаганда и распространение новой сексуальной этики. Буду рад написать рецензию на книгу для российских/русскоязычных изданий. Просьба заинтересованным сообщить в комментах или на
olevich@zvezda.ru " (См.
http://letopisetz.livejournal.com/724762.html )
В свою очередь нью-йоркский анархист-коммунист Йоэль (laplandian) пишет о бундовцах следующее:
О Бунде.
Да, они - антисионисты, но я отнюдь не в восторге от реальных бундовцев, с которыми мне доводилось общаться. Они оказались заражены точно такими же антиарабскими и антимусульманскими фобиями, как правые сионисты, хронически не переваривают анархистов и считают их чуть ли не кровными врагами социализма. При этом настроены резко антирелигиозно и выступают за превращение Израиля в светское ненациональное государство, где не будет ни эллина... ни мусульманина. Идеалом считается атеистическое общество, в котором насильно сорвут с людей как кипу, так и паранджу. Отрицается явный тоталитаризм, как в Совке, но по духу провозглашается что-то очень похожее.
Причем бундовцы считают ксенофобию оправданной. Однако, ксенофобские настроения, по их мнению, нужно держать про себя, "чтобы не навредить делу партии". Многие еврейские анархисты, эсеры и фолкисты были активнейшими защитниками еврейской этнической культуры, народных обычаев и верований, но при этом были твердыми интернационалистами и противниками ксенофобии по убеждению. Возможно, мне просто случайно попались именно такие бундовцы, но меня поразили настолько откровенно реакционные взгляды под маской показной левизны. Наверное, примерно такие же люди строили киббуцы, в которые не пускали арабов и где евреев насильно заставляли есть свинину.
Нужно уточнить: еврейские анархисты, эсеры, территориалисты и фолкисты были в большинстве своем антирелигиозными. По крайней мере, где-то до 1950 годов, когда среди части левых обрели популярность мистические учения. Во многих местах регулярно устраивался бал с ветчиной и веселыми танцами в Йомкипер, специально напротив синагоги, чтобы показать свое презрение к религии. Однако, если евреев или кого-то еще пытались насильно заставить отказаться от религии или даже от местных суеверий, анархисты за них вступались. Были и верующие анархисты, ортодоксальные и неортодоксальные. Кроме того, некоторые анархисты, а еще больше фолкисты, обожали фольклор, местечковые легенды и вообще крестьянскую и деревенскую народную культуру. Никакой ненависти к этническим культурам и верованиям не было, несмотря на общий резко атеистический настрой.
Бундовцы же искореняли религию насильно, пытались создать строго атеистическую версию еврейства, но при этом в некоторой степени культивировали изоляцию евреев от других народов, и не боролись с ксенофобией, если она не слишком выпирала наружу. В результате получилась очень странная комбинация резкой антитрадиционности и подспудных националистических тенденций.