Вера, Религия, Церковь - друзья или враги?

Apr 26, 2012 23:23

В последнее время после некоторых медийных казусов РПЦ и дебильных высказываний отдельно взятых сотрудников патриархии стало с особенной силой мусолиться и без этого попсовое убеждение о том, что вера, религия и церковь - три совершенно разные вещи, причём не просто не связанные друг с другом, но и откровенно противоположные. Как и любой другой пропагандистский вброс, это утверждение никем не доказывается, а просто многократно повторяется с упором на то, что кто противится этому очевидному тезису - тот либо невежда, либо религиозный фанатик.

Что ж, чтобы не разъяснять каждому в отдельности, почему этот тезис не имеет ничего общего с реальностью, я специально решил написать этот пост.

Итак, как я люблю делать в подобных случаях, обратимся к толковому словарю русского языка Ожегова, чтобы, что называется, договориться о понятиях:

ВЕРА, 1. Убежденность, глубокая уверенность в ком-чем-н. В. в победу. В. в людей. 2. Убежденность в существовании Бога, высших божественных сил. В. в Бога. 3. То же, что вероисповедание. Христианская в.Человек иной веры. * Принять на веру - признать истинным без доказательств. Верой и правдой служить кому - служить преданно, честно.

РЕЛИГИЯ, 1. Одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), к-рые являются предметом поклонения. 2. Одно из направлений такого общественного сознания. Мировые религии (буддизм, ислам, христианство). 3. перен. Сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какои-н. идее, принципу, нравственному закону, ценности. Преклонение перед разумом - его р. Любовь к ближнему - р. гуманиста. II прил. религиозный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.).

ЦЕРКОВЬ, 1. Объединение последователей той или иной религии. Организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община. Православная ц. Католическая ц. Протестантские церкви (напр. лютеранская, англиканская). 2. Православный храм. Каменная ц. Ц. с колокольней, Ходить в ц.

Я думаю, авторитет Ожегова никто не будет оспаривать, тем более что он составлял свой словарь в советские атеистические времена, поэтому у него не было основания подыгрывать каким-либо религиозным организациям.

Я специально подчеркнул словарные отсылки, чтобы было видно, что все три слова между собой сильно связаны. Но это ещё не достаточный аргумент.

Давайте рассмотрим происхождение слов "Религия" и "Церковь" (происхождение слова "вера" и так, я думаю, более менее ясно):


РЕЛИГИЯ

Слово "религия" предположительно происходит от латинского глагола "religare" - дословно: "воссоединять" (ligare - соединять, связывать, re - приставка, обозначающая возврат или повторение). Фактическим синонимом этого слова в санскрите является слово "йога", которое также переводится как "единение", "связь". В западно-славянских языках сохранилось своё более конкретное слово для обозначения религии - "набоженствие", то есть грубо говоря, направленность к Богу (исходя из  предыдущих двух слов, можно интерпретировать как "поиск связи с Богом").

Атеистическая пропаганда упорно твердила и продолжает твердить то, что религия - это некий предрассудок, возникший во времена, когда человечество не могло дать научного ответа на некоторые природные явления, вроде движения солнца по небосклону, смены дня и ночи, грозы, ветра и т.п. Однако, это утверждение в корне невежественно, так как подобные вопросы объясняет мифология. Именно она занимается персонализацией природных явлений, иллюстрацией каких-либо принятых в обществе философских систем и сохранением (с некоторыми преобразованиями) преданий о героях былых времён. Но роль религии заключается совершенно в другом. Несмотря на то, что в истории мифология и религия часто бывают совмещены друг в друге, всё же разница между ними достаточно существенная.

Итак, в чём же заключается роль религии? Дело в том, что человек подсознательно, вне зависимости от собственного воспитания, ощущает некую неправоту и несправедливость этого мира. Иногда он чувствует отсутствие чего-то существенного и важного в себе самом. В общем, говоря более простым языком - человек на протяжении всего своего существования ощущал неидеальность мира, в котором он обитает. Но, как пел в своей песне Виктор Цой:

"Если есть шаг - должен быть след,
Если есть тьма - должен быть свет."

И вот о наличии того света человек волей-неволей задумывался, и старался к нему возвратиться (отсюда возвратная приставка "re" в слове "религия"), восстановить нарушенную с ним связь. Поэтому если брать религию в чистом её смысле, то коротко объяснить её можно как "система духовных практик, позволяющих помочь человеку вернуть свою связь с Небом". Небо тут следует понимать не в научном значении воздушной оболочки Земли, а в значении иной, отличной от нашей (физической) духовной реальности. Почему вернуть? Потому что подавляющая часть религий повествует о неких "былых светлых временах" и о последующем "падении", разорвавшем связь с тем идеальным состоянием мира и человека.

Но (к сожалению?) в чистом виде религия на земле не существовала и не существует. В ходе времени она, подобно кораблю, покрывавшемуся постепенно различными ракушками, обрастала всё той же мифологией, житейско-практичным подходом к отношениям между человеком и Небом и различными суевериями. То есть в каноны молитв и медитативных практик о спасении души постепенно вкрадывались молитвы о даровании хорошего урожая, крепкого здоровья, успешного военного похода и прочих чисто прикладных земных вещей. Это вещь, которой нельзя дать чёткую и определённую нравственную оценку, так как никто не отменял чисто человеческую слабость и любовь к окружающему его миру. Преодолеть эту тягу к "житейским" молитвам способен только аскетический подвижник (и то не каждый), но одно ясно точно - когда прошения у Неба чисто земных вещей ставятся во краю угла веры определённого человека или сообщности людей, то это перестаёт быть религией в изначальном смысле этого слова, а превращается в смешанную систему чисто магии и суеверий, как это, например, произошло с Каббалой.

ЦЕРКОВЬ

В европейских языках это слово происходит от греческого "Κυριακη" - дом Господа. Отсюда английское слово "church", немецкое "kirche", норвежское "kirke" и другие. Однако, синонимичное соответствие между словами "Церковь" и "Храм" существует не во всех языках. В собственно греческом языке есть чёткое разделение "Κυριακη" как здания, в котором собираются для молитвы верующие и "Ἐκκλησία" как сообщества всех верующих одной конфессии. Во втором значении церковь подобна государству, имеющее свою административную систему (духовенство) и обычное население (мирян). Отличие от государства состоит в том, что власть духовенства в большей степени мистическая, чем административно-политическая, хотя одно другому не противопоставляется. Однако, тут тоже есть свои исключения. Например, в Исламе религиозный авторитет приобретается не по какой-нибудь благодати свыше, а по личным образовательным качествам того или иного человека. Такая же система существует и в большинстве ответвлений протестантизма.

Однако, принято считать, что когда критикуют церковь за какие-либо поступки, то имеют ввиду именно административную её часть. Не всегда, но в большинстве случаев. Это неверный подход к делу, так как это ровно то же самое, как обвинять всю Россию в безнравственности, имея введу коррумпированность чиновников. Невозможно говорить о всей стране в целом, но зато можно делать утверждения касательно определённых личностей.

Главная причина существования церкви - это предоставление необходимых к отправке культа компонентов (например осуществление таинства во многих Христианских церквях возможно только духовным лицом), наставничество в вероучении и организация жизни людей, объединённых общей верой. Таким образом, религия нуждается в церкви просто для того, чтобы существовать (ровно как и церковь нуждается в религии чтобы объяснить собственное отличие от любых других общественных организаций), поэтому разрывать между собой эти два понятия просто невозможно. Это всё равно что разделять понятия "страна" и "народ" - страна не может существовать без населения, а организованный на определённой территории народ - это и есть страна\государство.

ИТОГ

Понятия "Вера", "Религия" и "Церковь" являются взаимодополняющими компонентами, разрывать которые решительно невозможно. Если человек утверждает, что он верующий, но при этом он не относит себя ни к одной церкви (и религии), то это значит лишь одно - он является единственным участником своей собственной религии и своей собственной церкви, как бы он с ними не боролся. Обычно некоторые так и говорят:"у меня своя вера". О правильности\неправильности этой позиции в этой статье я размышлять не буду, так как мне важно было дать понять немного другую вещь. О позиции "своей веры" или "у меня Бог в душе" я постараюсь написать позже в отдельном посте. А пока сказу, что я полностью открыт к обоснованной критике и замечаниям.

ортодоксия, размышления

Previous post Next post
Up