Религиозная ситуация в Чехии

Jan 16, 2012 17:44

Решил одним постом обобщить все данные о религиозной ситуации в Чехии.

Для начала чисто математический анализ

Чехию часто называют самым атеистическим независимым государством в Европе. Формально это действительно так. Можно посмотреть на данные переписей населения, где присутствовала графа "религиозные взгляды" и проследить динамику роста атеистического населения страны. Я буду отталкиваться от данных переписи 2001 и 2011 года:

Отношение к религии20012011Римско-Католическая Церковь 2.740.780 1.083.899Чешско-Братская Евангелическая Церковь 117.212 51.936Гуситская Чешско-Словацкая Церковь 99.103 39.276Православная Церковь* 22.968 26.472Религиозная Организация Свидетелей Иеговы 23.162 13.097Неверующие 6.039.991 3.612.804Не определились 901.981 707.649
*В 2001 году все Православные Церкви считались в одной колонке. В 2011 Чешская и Русская Православные Церкви считались отдельно (20.628 и 5.844 верующих соответственно).

Данные, который на первый взгляд могут показаться удручающими, на самом деле необъективны. Дело в том, что почти половина населения Чехии (4.774.323) пункт "религиозная принадлежность" полностью проигнорировала. Поэтому с более-менее высокой точностью я могу говорить только о Православной Церкви. И дело вот в чём: ещё задолго до начала переписи по всем приходам от имени Митрополии раздавали брошюрки, в которых призывали обязательно отметить пункт религиозной принадлежности. Об этом говорили очень много, поэтому, я думаю, данные насчёт ПЦ в Чехии очень точные. Более того - эти данные хорошо показывают реальное количество именно активных прихожан, так как эти брошюрки за пределы приходов практически не выходили.

Ещё я верю данным по количеству Свидетелей Иеговы - просто потому что молодые и малочисленные организации очень трепетно относятся к прослеживанию собственной численности.

По этим данным видно, что положительная динамика прослеживается только у Православной Церкви. Однако, это ещё не значит, что растёт количество верующих чехов. Я думаю, такой прирост во многом обусловлен увеличившейся иммиграцией из восточных стран как Украина (в большей степени) и Россия, где Православие является помимо всего прочего ещё и культурной особенностью. Впрочем, положительная динамика среди чешского населения всё же присутствует, но очень маленькая и практически незаметная - несколько десятков в год.

Кстати, интересен ещё тот факт, что Организация Свидетелей Иеговы ещё даже в большей степени состоит из украинских иммигрантов (Иногда мне кажется, что она только из них и состоит).



А теперь о моих личных наблюдениях

Я побывал на двух теологических факультетах Карлова Университета в Праге - Евангелическом и Гуситском. На Евангелическом ежегодно принимают около 40 студентов на специальность "Евангелическая Теология". Из них потом около половины отсеиваются (обычно из числа тех, кто не поступил на другие факультеты). Около 15 человек продолжают доучиваться до окончания бакалавриата и большинство продолжает обучение на магистра. Ежегодно. Это те люди, которые хотят связать свою жизнь с Евангелической Церковью, причём на уровне пасторов и проповедников. Это раз.

Сейчас я учусь на Гуситском Теологическом факультете, куда люди приходят в основе своей сознательно (но всё-равно остаётся некий процент попавших туда из-за лёгкого поступления и непоступления на другие факультеты - но уже в меньшей степени). Ежегодно туда поступает около 300 человек (на 6 чистых специальностей и на 10 их различных комбинаций). Тут я не знаю точную цифру, но около 200 из них оканчивают бакалавриат. Возможно, из них около половины останутся на магистра (хотя тут более вероятно получение в качестве магистрского образования по светской специальности). Тогда получается, что около 200 человек ежегодно оканчивают университет со знанием религиозной специальности (изучаются Гуситская, Старокатолическая и Православная теологии, Религиоведенье, Иудаистика и Психо-Социальные Науки). И эти люди впоследствии становятся авторитетами в своих общинах и расширяют их.

Это что касается религиозной элиты. А теперь рассмотрим настроения в светском обществе.

Так как я за Прагу выезжаю крайне редко и ненадолго, опираться буду только на столицу. А столицы известны тем, что они наименее религиозны из всех населённых пунктов страны (в процентном соотношении).

Исторические римско-католические соборы Праги (в том числе и кафедральный) пусты - это факт. Туристов на мессе там явно больше, чем сознательных прихожан. Но это легко объясняется их труднодоступностью. Собор Святого Вита находится около резиденции Президента и довольно далеко от общественного транспорта и жилых домов. У Вышеградского Собора Петра и Павла та же самая проблема. Тынский Собор тоже доступностью не отличается. Поэтому в их малой посещаемости нет ничего удивительного. К тому же, по своему опыту знаю, молиться в месте, постоянно кишащем туристами гораздо сложнее, чем в маленьком по-домашнему близком храме.

Храмы в жилых районах Праги в воскресную Литургию достаточно сильно заполнены, а по праздникам так вообще не протиснуться. То же самое могу сказать и о протестантских храмах - все присутствующие там люди вполне сознательно туда приходят. К сожалению, я не располагаю данными о количестве храмов в Праге (особенно с разделением на конфессии), но если гулять по центру города, то их там довольно много.

Православная Церковь в Праге представлена 4-мя храмами и одним кафедральным собором. Я бывал на службах только в соборе и малой церквушке на Ольшанском кладбище. Собор в воскресение полон ровно настолько, чтобы было комфортно в нём находиться. То есть там при наличии большого количества людей сохраняется возможность свободного перемещения по зданию без особой помехи для молящихся. По грубым подсчётам, это около 300 человек без учёта духовенства и хора, которые находятся отдельно от всей массы людей. Храм на Ольшанском кладбище явно рассчитывался на среднюю посещаемость в 20-30 человек. Но чаще всего там находится не меньше 50 человек только внутри здания, и ещё около 20-30 снаружи. Само собой, это создаёт многие неудобства, но почему-то именно этот храм пользуется самой большой популярностью среди русского и украинского населения Праги (при том, что есть ещё и храм при Посольстве РФ в Чехии). По остальным храмам у меня данных нет, но по рассказам знакомых они тоже полны, а по праздникам и вовсе переполнены.

Так что раздуваемый чешскими газетами миф о том, что число верующих в Чехии активно падает и храмы пустуют явно далёк от реального положения вещей. Опять же, вспомним, что около половины населения просто не ответило на вопрос о религиозной принадлежности. Возможно, отрицательная динамика и есть, но она намного ниже, чем её пытаются представить в СМИ.

Написанное выше касается систематических верующих, знающих основы своей религии и сознательно посещающих религиозные собрания. Теперь стоит поговорить о настроении в общем.

Тут всё просто: традиционное в секулярном мире недоверие людей к церковной организации смешанное с чисто человеческой тягой к надприродному и поиску смысла жизни. Сект очень много. Особенно на жёлтой линии метрополитена (где находится и моя станция в том числе). Наверное, самое большое их сосредоточение находится в районе метро "Андел" (бывшая станция "Московская"), что достаточно иронично, так как название станции переводится как "Ангел". Уж сколько раз именно в районе этой станции ко мне и к моим друзьям приставали очередные вербовщики из "Триумфальной Церкви Христа", "Церкви Христа Последних Дней" или из всё той же "Организации Свидетелей Иеговы" (даже на дом ко мне приходили и обращались на русском). Пару раз в Праге видел даже Кришнаитов с их барабанным шествием. В общем, выбор тут достаточно широкий. Даже джедаем можно стать, как это сдалали 15 тысяч чехов. Вопрос в другом: чем занимается и занималась последние десятилетия местная Православная Церковь?

А ничем. Вот просто ничем. Пара открытых монастырей да выпрашивание финансирования у государства (мотивированное историческим значением Церкви для страны) - за 20 лет это просто ничего. Переведённой на чешский язык литературы ничтожно мало. В Чешском Кафедральном Православном Соборе гораздо проще купить интересующую книгу на русском, чем на чешском. Максимум, что я видел - это 40-страничная брошюрка по иконам (пусть и очень красиво оформленная), пару житий местных святых и несколько книжек больших богословов вроде Лосского. Абсолютно никакой миссионерской литературы. Я искал хоть какую-то активную миссию, чтобы присоединиться к ней и чем-то помочь, но так ничего и не нашёл. Спрашивал у священников - некоторые прямо сказали, что Чехии миссия не нужна. Хорошо, что есть пара действительно интересных ежемесячников вроде "Иконы" или "Голоса Православия", но даже они не способны вытянуть  ситуацию полностью.

Больше всего в этом всём возмущает, что люди, которые НИЧЕГО не делают для борьбы с секуляризацией, больше всего о ней и говорят (это, кстати, не только в Чехии, но и в России часто встречается). Более-менее неплохо обстоят дела на факультете, где преподавательский состав от кафедры православной теологии время от времени заинтересовывает чешских студентов в Православии, но даже такие усилия не способны улучшить ситуацию. А когда Церковь, образовавшаяся только в начале прошлого века благодаря потоку белых иммигрантов из России начинает претендовать на историчность в жизни чешского народа, это делает её просто посмешищем, что я уже несколько раз встречал на евангелическом факультете. Нет, были, конечно, Кирилл и Мефодий около тысячи лет назад, и они действительно приходили с проповедью на территорию современной Чехии, но отсюда вытекают два вопроса:
1. Где была эта самая Церковь Кирилла и Мефодия в период с 11 по 20 века?
2. Почему Церковь, называющая себя прямым преемником этих двух великих христианских проповедников и миссионеров сама и пальцем не шевельнёт, чтобы начать хоть какую-то проповедь и миссию?

Почвы для проповеди неимоверно много: я слышу разговоры о Боге в Праге практически везде - вплоть до баров и пабов. Неужели сложно начать диалог с людьми, которые сами на этот диалог настроены? Когда я разговариваю с такими людьми, я встречаю много незнания и, возможно, даже весьма невежественного незнания, но всегда присутствует живой интерес. Достаточно просто подойти и начать разговор. Я именно так и делаю. В последнее время реже, но раньше я, если слышал разговор о религии, то прямо так подходил к этим людям и знакомился. Правда, ещё ни одно такое знакомство не продлилось дольше одного вечера, но тем не менее, это хорошо показывает, что люди готовы говорить, обсуждать и спорить.

В общем, слова, сказанные 2000 лет назад, актуальны и до сих пор - жатвы много, а делателей мало. Очень хочу, чтобы делателей стало хотя бы немножечко побольше, и я с радостью пошёл бы вместе с ними.

чехия

Previous post Next post
Up