[Открыть] В основном значении, как состояние человека, понятие «свобода» обозначает свободу инстинктов, антагонизм всяким убеждениям, морали и ответственности; противоположно предопределению, антагонистично морали и нравственности. Нет в природе ничего свободнее инстинктов и рефлексов. Даже случайный каприз, как самое близкое из состояний человека, менее свободен, чем свобода инстинктов. Сексуальные инстинкты, рефлексы, влечения всех людей свободны сами по себе; ограничивают их убеждения, мораль, нравственность, принципы, в соответствии с долгом и ответственностью. Чем слабее в каком-либо обществе мораль и нравственность, тем больше свободы. То, что свобода относится к человеческим свойствам из начала последовательности развития, доказывает факт измерения свобод количеством, а не развитием качеств, как измеряются самые ценные человеческие качества.
При обозначении взаимоотношений людей и государств, понятие «свобода» антагонистично зависимости, и соответствует понятиям "независимости" и "самостоятельности". Понятие свобода обросло множеством извращённых штампов, превращающих это понятие в многозначное. Нет смысла использовать значение понятия "свобода" вместо понятия "независимость" в структуре человеческого языка, так как оно незаменимо для характеристики свойств инстинктов. Понятие «свобода» не входит в состав понятий соответствующих реальностям высшего уровня, поэтому воспроизводство этой реальности необходимо ограничивать для воспроизводства более развитых общих реальностей.
Декларация прав человека. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Свободными, в смысле независимыми, маленькие дети не рождаются, у них свободны только инстинкты.