Мировоззрения, убеждения, идеологии, теории, мораль, нравственность, принципы, совесть, - это разнообразные проявления понимания человеком долга и ответственности, которые являются их сутью. За что человек считает себя ответственным, такое у него и мировоззрение. На убеждениях каждого человека основаны его выбор, предпочтение, вкус, стиль, импровизация, испытания, отбор и эксперимент. Ответственность каждого человека прямо зависит от его убеждений, также как обязанности служащих зависят от их заданных им поручений. Долг и совесть являются сутью убеждений и мировоззрений, но не у всех людей есть убеждения, многие вместо убеждений используют догмы и распространённые штампы, а это не одно и то же. Любой человек и общество могут последовательно развиваться только до пределов ограниченных их убеждениями и преобладающей идеологией. Во всех последовательностях развития предыдущие общие реальности всегда количественно больше последующих, но ниже их по развитию. Так, например, все мировоззрения и убеждения определяются знаниями, но не все знания определяют мировоззрения и убеждения. Регулятором воспроизводства и использования разнообразных общих реальностей, из последовательности развития человека и общества, является мировоззрение человека. Убеждения высокоразвитых людей способствуют их облагораживанию и возвышению, но ограничивают свободу инстинктов и эгоизм. Обязанности имеют преимущественно служащие и чиновники, а высокоразвитые люди имеют долг и ответственность. Чем менее человек ответственен за свои действия, тем слабее его убеждения, и наоборот. Человеку, не собирающемуся развиваться, не нужны убеждения, совесть и нравственность. Слаборазвитые обыватели, не имеющие твёрдых убеждений и отрицающие необходимость морали, нравственности и идеологий, считают себя свободными, используют вместо долга и ответственности инстинкты и капризы, находясь в состоянии неопределённости и случайности, и считают, что никому ничего не должны. У слаборазвитых обывателей моральная ответственность заменяется порученными обязанностями, догматизмом и фанатизмом. Многим западным политикам идеологии и мораль не нужны, так как они не собираются развиваться и считают своё устройство общества самодостаточным. Без идеологии и убеждений не существуют долг и ответственность государства, общества и человека. Как человек не может успешно развиваться без развития убеждений, так и государство не может развиваться без постоянного развития преобладающей идеологии. Долг и убеждения тесно взаимосвязаны. Эгоисты, не собирающиеся развиваться и считающие, что никому ничего не должны, не имеют не только ответственности, но и убеждений, взглядов, вкуса, стиля, импровизации. Кто долго чем-либо занимается тот так и мыслит: как рыбак, как военный, как учитель.