Я коренной самарец, причем самарец - двуединый…. родился я в Куйбышеве на Безымянке, а вырос - в Самаре у своих бабушек-прабабушек… у меня, единственного из пацанов на Крестах, были родственники в Старом городе…
Дружкам с Хлебной площади я рассказывал, что у нас ТАМ круглосуточно стоит гул испытуемых ракетных двигателей… а корешкам с Кировской вещал, что в городе есть Элеватор и Порт, что в доме моих родственников бывали Ленин и Горький… никто особенно не верил!.. активно одергивали меня слушатели, когда я доверительно сообщал, что испытательным стендом ракет управляет мой отец… и про дом с Лениным не верили!..
План города 70-х годов наглядно показывает отстраненность купеческой Самары от индустриального Куйбышева… сообщение автобусами №№34 и 41, троллейбусами №№4 и 12, трамваем №3, которые ходили переполненными в час по чайной ложке...
Как резко отличался разухабистый быт Старого города от производственного ритма Безымянских рабочих кварталов… коллективные загулы и застолья впервые я увидел на Пасху в конце 50-х - залихватски гуляла вся Старая Самара… в каждом дворике стоял накрытый стол, около которых в изобилии валялись мертвецки пьяные мужчины и даже(!) женщины, кругом бродили и клянчили подаяние оборванные нищие… а уже через два часа, на Безымянке, я наблюдал обычный рабочий люд, готовящийся к завтрашней трудовой неделе… в нашем дворе коллективно «потребляли» только фронтовики - 9 мая они уходили в закуток между сараями и совсем не сильно выпивали за Победу… там я впервые услышал фамилии Берии и Жукова…
Наблюдал я вблизи коренную Самарскую и пришлую Куйбышевскую интеллигенцию…
Старая Самара была переполнена гуманитариями - врачи, педагоги, журналисты и артисты правили здесь бал… доводилось слышать откровенно антисоветские высказывания родственников и знакомых… среди молодежи процветал «стеб», а мой двоюродный брат Юра, вообще, был «стилягой» и каждый вечер слонялся по местному «Броду» - улице Куйбышева… его, вечного студента, неоднократно задерживала милиция и дружинники, как «тунеядца» и «антиобщественный элемент»…
Безымянская производственная интеллигенция вольностей себе особенно не позволяла… наш квартал был обнесен забором, а бдительные сторожа на ночь закрывали ворота … внутри жилого массива реально присутствовала милиция в виде участкового капитана дяди Мити Пастушенко… в соседнем доме жил майор МГБ дядя Миша Просторов…
В нашем доме, в двухкомнатной квартирке на низком первом этаже, обитал Сталинский лауреат Исаак Маркович с женой и домработницей… а в коммуналках (до хрущевок середины 60-х) проживало руководство завода им.Фрунзе - начальники цехов, главные специалисты, военпреды… в коридорах дома зачастую решались и производственные вопросы…
Мой жизненный путь был предопределен: физико-математическая школа №135, далее - КуАИ (Авиационный институт)… общественность приветствовала участие «подрастающего поколения» в кружках художественной самодеятельности и школьных олимпиадах… занятие в спортивных секциях являлось нормой - во дворе была своя волейбольная и футбольная команды… взрослые ребята состояли дружинниками и «комсюками»-оперотрядовцами… а приезд в гости «стиляги» Юрки сопровождался неодобрительными взглядами соседей…
Плавильным котлом, где выкристаллизовывалась уникальная Самарская интеллигенция, конечно, были ВУЗы города… до кучи еще - театры и молодежные клубы… в отличие от прочих КОМПАКТНЫХ городов, наша конвергенция была ЛОКАЛЬНО-ТОЧЕЧНОЙ…
Недавно ушедший от нас писатель Эдуард Кондратов, уже много лет спустя, рассказал мне о своих ощущениях от вояжа в 1965 году на Безымянку… шло «читательское обсуждение» его повести «По багровой тропе в Эльдорадо»... «Стилягу Эдика» буквально сверлил взглядом сопровождающий комсомольский инструктор… разочаровала и «пионерская» аудитория - мол, публика «мелковата» для понимания глубин повествования и образов героев... но Автор жестоко просчитался - на него была спущена «свора Безымянских вундеркиндов», которая буквально рвала расслабившегося писателя... от школьников Он услышал про «банальность сюжета», «плоскостность главных героев», «подражательность» и прочие, милые любому Автору, отзывы о Его детище... очки «дядя Эдик» снимал и протирал запредельно часто!..
«Свора Безымянских вундеркиндов» - это его оценка нас тогдашних... лестно!.. книга всем нам реально понравилась и мы были горды, что встретились с Настоящим Писателем...
Сегодня прочитал
отчет нашего неутомимого краеведа Игоря Кондратьева о панихиде по писателю Эдуарду Кондратову…
Полностью согласен с оценками Автора о сопричастности с Самарской интеллигенцией Спикера Думы Сазонова: у Виктора Федоровича, по итогам прошедшей выборной компании, имеет место быть - Ореол Мученика, так понятный и близкий русской интеллигенции…
И.Кондратьев сообщает и о неком, подсмотренном Им, стремлении молодого Мэра г-на Азарова Д.И. слиться воедино с Самарской интеллигенцией, с носителями Духовных Основ города, которым Он, Волею Судеб, принужден править…
Вопрос вопросов: хочет ли наша торгово-закупочная молодежь вообще приобщаться к Духовным Ценностям?.. надо ли ЭТО финансово-кредитным агностикам?..
Фото.
1. Я - первоклассник, сентябрь 1960 года
2. Мой младший сын Максим, ул.Ленинградская - 1987 год