Сегодня поучаствовал в открытии реконструированного памятника штурмовику ИЛ-2 «летающему танку» - волнение усиливал еще факт открытия подземно-кольцевой транспортной развязки на многострадальном «Безымянском Повороте»… увы, считанные единицы «настоящих ветеранов» смогли присутствовать на этом мероприятии - а ведь мне посчастливилось застать «реальных» Героев Тыла еще крепкими мужиками предпенсионного возраста...
Еще живы воспоминания жаркого мая 1975 года, когда вроде бы рядовая транспортировка памятника времен Отечественной Войны, отреставрированного на Куйбышевском Авиационном Заводе, переросла в стихийный митинг - около дворца Кирова кортеж остановили толпы заводчан, по их требованию «изделие» расчехлили и до самого Московского шоссе боевой самолет эскортировали ветераны Безымянских заводов…
3 мая была суббота, нас пятикурсников Куйбышевского Авиационного Института собрали утром на Военной Кафедре для предлагерного инструктажа - тогда и поступила команда выдать «курсантам» повязки дружинников и выставить в оцепление вдоль Кировского шоссе для «структуризации скоплений народных масс»…
«Батарея» II факультета КуАИ была дислоцирована от кинотеатра «Огонек» до улицы Стара-Загора, мое отделение бдило за гражданами в районе Шоколадной фабрики - так уж совпало, что именно там сопровождали «Илюху» наши дворовые «фрунзенцы-орденоносцы»: Дмитрий Федорович Бабин, Василий Павлович Климов, Иван Антонович Демешкевич, Василий Павлович Бессмертнов, Яков Зиновьевич Ткач, Виктор Васильевич Бреславский и мой родитель, Александр Максимович…
9 мая 1975 года мы приняли Присягу в военных лагерях города Остров Псковской области - вечером в новостях Центрального Телевидения был показан сюжет об открытии памятника штурмовику ИЛ-2 в городе Куйбышеве… какая же радость охватила «курсантов», когда на экране замелькали знакомые лица ветеранов - а если в кадр попадали физиономии наших сокурсников, то дикому восторгу вообще не было предела!..
Идея установки такого памятника принадлежала председателю исполкома Куйбышевского городского Совета народных депутатов
Алексею Андреевичу Росовскому - ведь Почетный Гражданин Самары в военные годы сам работал самолетостроителем на заводе №1… именно его «моторика» позволила скомплектовать «изделие», обойти бюрократические преграды, изыскать финансы для проведения всего комплекса монументальных работ - кстати, «туполевское лобби» проталкивало на место илюшинского «летающего танка» свой самолет пикирующий бомбардировщик ТУ-2…