ГУЛАГОВСКИЙ СЕРВИС

Aug 20, 2017 22:24



В очередной раз пересматривая бессмертный сериал «Место встречи изменить нельзя», неожиданно заострил внимание на сцене демонстрации моды в ЦПКО - там модельер женской одежды «Ира с Божедомки» представляла москвичкам разнообразные фасоны «Лета 1945 года»...


Вспомнил как моя, тогда ещё здравствующая мама, покритиковала постановщиков фильма за временное смещение ряда моделей лет этак на десять - сразу после Войны страну захлестнул поток трофейных журналов мод с оригинальными выкройками, кстати, в романе братьев Вайнеров «Эра Милосердия» брошенную любовницу бандита Фокса звали Ингрид Карловна...

Представленному в фильме действу предшествовали известные события - в конце мая 1945 года Государственный
Комитет Обороны постановил перевести часть военных предприятий на выпуск товаров для населения... эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству - 29 августа 1945 года было принято решение о подготовке Пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства...
Характеризуя цели новой пятилетки, И.В.Сталин 9 февраля 1946 года подчеркивал, что они сводятся к тому, что бы «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах» - именно тогда местным властям было настоятельно рекомендовано открывать для населения предприятия «Бытового Обслуживания» и «Ателье Одежды», используя все конституционные виды собственности (государственную, кооперативную и индивидуальную)...

Зачинателем «бытовой конверсии» на Безымянке стал генерал НКВД Александр Лепилов - в июне 1945 года на базе вспомогательных цехов Безымянлага были созданы швейное ателье №1 («Рекорд») которое занималось индивидуальным пошивом верхней одежды и легкого платья, а также кожевенная артель №2, которая выполняла сапожные и шорные работы...


Под соцкультбыт генералом Лепиловым были выделены бараки 16 квартала Промзоны в контуре нынешних улиц Победы и Пугачевской - на швейные и ремонтные работы направлялся: женский контингент, расконвоированные ЗК, «легкотрудники», «поселенцы», инвалиды и вольнонаемные...
С 1940 года вспомогательные цеха Безымянлага выполняли ремонт и пошив униформы заключенных, стирку белья и спецодежды, пошив сапог и валку валенков - ремонтные цеха, в свою очередь, восстанавливали работоспособность приборов ЖКХ и предприятий питания в жилых зонах...

Кстати, многие работники швейного ателье (закройщики, портные, швейники) были выходцами из расконвоированного контингента немецких, румынских и венгерских военнопленных - в нашем семействе ходили легенды о неком «Вацлаве», чехе по национальности, который обшивал в послевоенные годы тетушек и бабушек моей мамы... дефицитные «отрезы» драпа и «бостона» выдавались исключительно работающим гражданам по талонам ОРС - приобрести новую обувь, костюм или пальто по тем временам было эпохальным событием...


По воспоминаниям известного самарского портного Александра Сергеевича Шебуняева «лепиловское» ателье укомплектовывалось вывезенным по репарациям из Германии швейным оборудованием, фурнитурой и запчастями - вольнонаемный закройщик использовал в работе фирменные лекала с фашистскими орлами...
В обувной мастерской было налажено производство модных в те годы «бурок» - легкие и непромыкаемые фетровые сапоги с удовольствием надевали в осенне-зимний период «состоятельные» мужчины и женщины...

Ремонтные мастерские «Рационализатор» проводили починку примусов, пайку кастрюль и тазов, заточку ножей и топоров, резку стекла - артель инвалидов «Художественный труд» выпускала настенные коврики, едко высмеянные в фильме «Операция Ы»...
В 1948 году Безымянлаг был ликвидирован, а комбинат бытового обслуживания и швейный комбинат до 1962 года находились в ведении Горкоммунхоза, а затем в Управлении бытового обслуживания населения Куйбышевского горисполкома - просуществовали они практически в неизменном виде до конца 60-х прошлого века...

Самарские Хроники, Безымянлаг, Безымянка - Кировский район

Previous post Next post
Up