ГОРЬКИЙ ОПЫТ «ПЕРЕСТРОЙКИ»

Nov 21, 2016 19:19



Публикация газеты, вышедшая под рубрикой «Аренда: опыт, проблемы, суждения», имела отклик у читателей. Кроме обычных писем и звонков, было и обращение, окрашенное в детективные тона. Некто, позвонив в редакцию и не представившись, сообщил следующее.
На другой день после выхода статьи «Кирпичный барьер» из помещений, арендуемых научно-методическим центром молодежной инициативы «СПЛАЙН», были изгнаны рабочие. Двери опечатаны, приехавшие за продукцией люди не смогли загрузиться и уехали несолоно хлебавши. Орудовал при захвате цеха сам директор киркомбината В.Занин со сварщиком. Дело чуть не дошло до прямого столкновения. Однако рабочие «СПЛАЙНА» вовремя сообразили, что всякое беззаконное сопротивление беззаконным же методам только множит произвол. И уступили разбушевавшемуся руководителю. Пломбы были наложены.
Любопытно, что сам мой безымянный собеседник снисходительно отнесся к вторжению директора: «завелся», мол, Занин, прочитав статью. Хотя, конечно, причины выдвигались иные: де, не оплачены счета... за пар. О сути этого достаточно странного конфликта чуть позже. А сейчас позвольте процитировать строки из читательского письма.

«Серьезную тему поднял автор статьи «Кирпичный барьер». Аренда и арендные отношения стали тем оселком, на котором определяется истинная приверженность конкретного руководителя, а порой и целого коллектива, идеям перестройки. А где уж тут до перестройки, если над администрацией кирпичного завода до сей поры витает дух «зоны». Мне приходилось контактировать по производственным вопросам с представителями тамошней администрации и прямо оторопь брала. Еще чуть-чуть, и я почувствовал бы себя заключенным, чья судьба полностью находится в руках здешней администрации. Взгляды, интонации, манеры - все, как в старые времена, когда перед руководителями стояли по струнке. Имя свое не указываю по вполне понятным причинам...»
Итак, вот уже второй аноним. Игнорировать сигнал? Но что-то мешало пойти по этому, несомненно, самому легкому пути.
Пришлось проводить журналистское расследование. Вот что, в частности, выяснилось. Куйбышевский комбинат стройматерилов в лице т.Занина, действующего на основании устава о комбинате от 26.05.78 г., именуемый во всех документах «арендодателем», и научно-методический центр молодежной инициативы «СПЛАЙН» в лице т.Нехорошева, действующего на основании устава о НМЦ МИ «СПЛАЙН, именуемый «арендатором» (красноречивые кавычки как в первом, так и во втором случае!), заключили договор.
Сданы были (бессрочно, во временное хозяйственное пользование) площади глинозапасника цеха №2 кирзавода. Арендодатель обязался, кроме того, снабжать арендатора за отдельную плату энергоносителями (водой, паром, электроэнергией и сжатым воздухом).

Среди пунктов, изъясняющих обязанности арендатора, сразу бросается в глаза следующий, под литерой «д». Цитирую. «Уплатить с первой экспериментальной партии продукции... из фонда оплаты в фонд материального поощрения Куйбышевского комбината стройматериалов 33 процента от прибыли от реализованной продукции». В дальнейшем определялась «доля» от прибыли, полученной при реализации готовой продукции в десять процентов.
Итак, кроме арендной платы, еще и «перекачка» денег из прибыли арендатора (после всех вычетов) в фонд материального поощрения арендодателя! Что это, как не неумело закамуфлированное вымогательство? Ведь выходят, что арендатор просто будет содержать на свои деньги кого-то из коллектива - «хозяина».
Два слова о продукции арендаторов. Это - пенопластовые плиты-утеплители, производимые из отходов и некондиционного сырья. Товар остродефицитный. Прибыль верная. В расчете на это центр занялся монтажом установки по выпуску плит. Маленький коллектив провел огромную работу, превратив жуткую развалюху в производственное помещение.
Не все смогли выдержать темпа и масштабов подготовительных работ. И вот - экспериментальная партия плит готова. Радость? Как бы не так...
- «Давайте сосчитаемся», - предложил арендодатель. И оказалось, что энтузиасты из центра еще и в долгах, как в шелках. Службы киркомбината не забыли, конечно, ни свой «пай» в виде 33 процентов от прибыли, ни платы за аренду, ни за энергоносители.И вот он, пар, о котором шла речь вначале. Счет за него ужаснул арендаторов. Маленькая установка, оказывается, в 35 раз (!) перекрыла паспортные параметры.
- «Как же так?»
- «А вот так!»
При подсчете «арендодатель» исходил из того, что труба средним диаметром в 50 миллиметров постоянно, и день и ночь, под максимальным давлением (!) гонит пар «в белый свет».
- «Да ведь это же неправда!», - вскричали арендаторы.
- «А докажите!», - подкупающе улыбнулись администраторы.
Пенопластовые плиты из отходов и некондиционного сырья сразу же стали «золотыми»!
Попробовали возмущаться - что толку. Получилось даже хуже, чем в описанном газетой случае с металлургами. Разговаривали еще грубей и проще. Не хотите, как хотите, там, на улице, тысячи страждущих. Им и сдадим в аренду эти площади...

Позиция силы, чувство беззащитности перед «хозяином». Не правда ли, знакомые мотивы? Да, это тот самый «дух» лагеря, на который жаловался мой второй аноним. Значит, правильно сделал, что не оставил сигнал без внимания, заключил я и продолжил изыскания.
Выяснилось, что и арендная плата взимается с центра по высшей мерке.
Водой и сжатым воздухом арендаторов не снабжают.
Грубят, обещают «сжить со свету».
Последний пункт нуждался в особой проверке. Ведь нельзя же, например, полностью довериться незнакомцу, сообщившему о «визите» т.Занина с автогеном. Скажу больше, верить в это (просто не хотелось!)

Пришлось направиться в Кировский райком партии, где размещается кабинет т.Нехорошева, возглавляющего производственно-технический отдел «СПЛАЙНА».
«Да, было дело, - подтвердил он. - Правда, потом цех распечатали».
(Добавлю от себя: после снятия пломб обнаружилась пропажа инструментов, даже ножовку «увели»)
- «Как же Вы миритесь таким бесправием?»
Вопрос повис в воздухе.

Поразмышляем: даже робкая попытка отказаться платить по счету за пар, который не выпущен, вызвала столь мощную реакцию директора, то что бы случилось при, скажем, отказе с 33-процентного побора в пользу неизвестных коллективу арендаторов лиц?
«Вы знаете, - доверительно сказал мне на прощание В. Нехорошев, - я тоже прочел статью «Кирпичный барьер» и вдруг понял, что мы с директором крупнейшего предприятия Оводенко стали товарищами по несчастью - невзирая на несравнимый масштаб нашей деятельности!»
Так, впрочем, и случалось в не столь далекие годы...

Я понял недосказанный намек. Перед духом лагерной или казарменной, кому как больше нравится, дисциплины, действительно, все равны И каждый инициативный, деловой человек - враг, которого лучше бы растоптать. Если не физически, то по крайней мере нравственно и материально.
«Хозяин» всегда прав: по этой логике минувших десятилетий живет и благоденствует до сих пор административная система. Да, она играет в аренду, в хозрасчетные отношения. Но четко знает предел, за который не собирается отступать.

Куйбышев - Самара, Коррупционная Составляющая, Партхоз-Номенклатура, Перестройка и Гласность, История и Современность

Previous post Next post
Up