Протоиерей Иоанн Гончаров: О ВЕЧНОСТИ

Nov 10, 2011 08:46


Вдохновенная проповедь Самарского Златоуста - протоиерея Иоанна Гончарова - в воскресенье перед Рождеством, Неделю Святых Отцов, 4 января 2009, в храме в честь Казанской иконы Божьей Матери в селе Новый Буян Самарской области

Современная цивилизация предлагает жизнь как стремление к благополучию, как поиск удовольствий и радостей плоти. Но человек ещё и духовное существо, причём духовное по преимуществу. Потому могущественные силы его разума и сердца требуют своего удовлетворения, своей радости, своего успокоения. И человек, естественно, должен отдать предпочтение духовному (разумному) началу, ибо если он превыше всего ставит радости плоти, то это означает, что он пренебрегает своим человеческим призванием.
Священное Писание говорит нам: «Взыщите смысла, а не денег». И опыт жизни показывает, что бессмыслие жизни - самое страшное наказание для человека. Чтобы жить, ему необходимо понять: для чего она, жизнь? Без этого знания он затоскует, всё будет пусто, всё будет не в радость. Без этого знания жизнь - как бы путь без цели: идёшь-идёшь, вроде бы всё хорошо, а куда и зачем идёшь - не знаешь. Это очень похоже на безумие, ибо если есть разум, то должен быть и смысл, одного без другого не бывает. А если есть путь, то он куда-то ведёт…
Куда? Ответа на этот вопрос не найти нигде, как только в Откровении Бога человеку, а оно утверждает, что дорога жизни ведёт к Богу - Источнику жизни, Источнику радости. «Это путь к вечности, которым нужно воспользоваться, но на котором не надо заглядываться по сторонам»(Игнатий Брянчанинов). Поверив в это и став на этот путь, человек начинает понимать необходимость такого выбора, и тогда ум утверждает себя, успокаивается, делается способным углубляться. Тогда реализуются потребности духовного роста человека, он исполняется радостью познания сущности жизни и сущности вещей, наполняющих жизнь.
Предлагая такой вариант ответа на главный вопрос бытия, вера имеет разумное оправдание, ибо ничего другого нет. Но вера трудна, она понуждает отдалить земные радости, что очень непросто для обыкновенного человека. Однако нельзя вместить вечное, не отказавшись от временного, как нельзя надеть новое, не сняв старого. Трагедия человека как раз и начинается с ошибки в выборе ценностей жизни. И чем больше человек зависит от страстей, чем они сильнее, тем чаще и серьёзнее он ошибается. Страсти всегда приковывают мысль к текущему моменту, но он проходит почти без следа, а за ним спешит новый, иной. Страсти как бы укорачивают мысль, торопят её, и она решается наспех, независимо от того, касается ли она малого или большого, временного или вечного. Временное всегда загораживает вечное, вечное же мешает пристрастию к временному.
Неторопливость мышления, когда анализируется происходящее и всё, что оно с собой несёт, позволяет человеку правильно определить свой жизненный интерес, и это уберегает его от болезненных ошибок. Некто из святых сказал, что вечность - это не бесконечное время, вечность - качественная категория. Если мы выбираем временное, то выбираем некачественное, преходящее, что очень скоро прекратится как не бывшее, а жизнь продолжается... Жизнь одна - и во времени, и в вечности. Реальность вечной жизни открывается на земле, ибо со=весть (весть о Вечном) всегда с человеком - в его выборе, в его поступках. Только она прикровенна, познаётся по мере внимания к ней, по мере осветления сознания. И человек часто не видит, не слышит, не понимает, потому что ищет временного.
Грехи и страсти, на которых мы останавливаем свой выбор, они и есть желанное для нас, они и понуждают нас делать ошибочный выбор. Они наглы, не считаются ни с умом, ни с приличиями. Из-за них мы не принимаем умной, красивой, воздержанной жизни, которую предлагает нам Святая Церковь. Всё в Храме гарантирует качественную вечную жизнь, которая со временем всё более радует человека, облагораживая и освящая его. В свете духовной жизни открывается весь кошмар страстного выбора. Человек как бы выходит из душного помещения на свежий воздух, и тогда удивляется он своему былому безумию. Кстати, предчувствуя это, многие боятся оглянуться на свою жизнь и подумать.
Болезнь греха стала единственной формой их существования. Но грех имеет свойство накапливаться и развиваться, как и всё в человеке, и тогда - сущая беда. Сердце теряет ценность, если оно занято только чувственным. Чрезвычайно важно осознать, что уже сейчас каждый из нас творит над собой суд, который совершается нашим выбором. Что человек выбирает, тем он и становится. Придёт время подвести итог, и мы уже ничего не сможем изменить. А менять нужно сейчас. То, что сегодня происходит на земле, будет происходить и на небе; к чему приучено наше сердце, то и будет нашим сокровищем: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет»(Лк.12:34), т.е. сейчас мы наполняем своё сердце, сейчас «сокровиществуем». И кто не увидит здесь, во Свете Христовом, Света, тот не увидит Его и в Вечности, так как нет никакого другого света, и это станет ясно как день, когда уберётся завеса плоти. И как будет мучительно больно при Свете осознать жалкую слепоту своего выбора.
Но человек хочет и здесь всё попробовать, и «там» всего сподобиться. Это желание объясняется непониманием того, что совместить временное и вечное невозможно, ибо одно исключает другое, как движение вперёд исключает движение назад. Добро и зло, разум и безумие, жизнь и смерть несовместимы. Всем известно чувство разочарования, которое тем глубже и болезненнее, чем глупее и злее был выбор. Вот это разочарование, эта неудовлетворённость и свидетельствуют об ошибочном выборе, это как бы подсказка: не бери, не трогай, не пачкайся. Это разочарование есть маленький намёк на будущее вечное мучение. Ад есть сожаление бесконечной глубины, когда человек увидит настоящие ценности и поймёт - вот оно, «то самое», но «Чертог Твой, Спасе мой, вижу украшенный, но одежды не имам, да не вниду в онь».
Время, воплощенное во многих повторяющихся днях,- это великая милость Божия, дающая нам вновь и вновь возможность разумного, совестного выбора, и возможность убедиться в стремительном исходе страстного выбора. Господь всех зовёт, каждый день зовёт, всю жизнь зовёт «тихим Светом Своей Славы», но не многие слышат (т.е. понимают), да и те, кто слышат - как бы не слышат(не нравится), к Богу не идут, ибо выбрать временное привычнее, проще. Пристрастия сердца отожествляются с самим собой, отказаться от чего-то означает отказаться от себя. Трагедия гордыни - в стремлении избежать покаяния, что и есть утрата Вечности. Каждому предстоит трудный выбор, но трудность эта только подчёркивает значимость жизни, её ценность и соответствующую этому ответственность. Иисус Христос отверг все предложения князя мира сего и восшёл на Крест. Здесь есть о чём подумать.

Русские Люди, Русское Слово, Русское Самосознание, протоирей Иоанн Гончаров

Previous post Next post
Up