ЗАСЛОН ТЕНЕВОМУ БИЗНЕСУ

Apr 21, 2016 21:08


Самарская Губернская дума. 21 апреля 2016 года


Состоялось очередное заседание Общественной Комиссии по промышленной политике, развитию малого и среднего предпринимательства и связи при комитете по промышленности, связи и торговли при Самарской Губернской Думе по вопросу «О работе контрольно-надзорных органов Самарской области и местных самоуправлений Самарской области в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в Самарской области».


Вступительное слово и ведение заседания Дроботов Александр Николаевич - заместитель председателя комитета по промышленности, связи и торговле Самарской Губернской Думы.


С информацией по обсуждаемым вопросам выступила Смирнова Мария Юрьевна - начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Прокуратуры Самарской области.




Развернутую картину взаимодействия предпринимателей и контролирующих органов представил Борисов Евгений Николаевич - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области.


Свое видение обсуждаемых проблем Собранию доложил представитель Министерства труда, занятости и миграционной политики СО.



С информациоонными сообщениями на заседании Общественной Комиссии выступили:
Лихачев Дмитрий Владимирович - главный консультант центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции;
Нагорнов Игорь Олегович - главный консультант Департамент ветеринарии СО;
Петрухина Елена Геннадьевна - главный консультант департамента развития предпринимательства министерства экономического развития, инвестиций и торговли.





В зале присутствовали представители Предпринимательских сообществ из городов Тольятти, Новокуйбышевска, Чапаевска и Сызрани - для их сообщений «с мест» было выделено более двух часов Заседания.


Вопиющие факты «наездов» проверяющих инстанций на малый и средний бизнес довела до присутствующих Енщикова Нина Николаевна - исполнительный директор НП «Ассоциация малого и среднего предпринимательства» г.о. Сызрань.





Итоги работы подвел Дроботов Александр Николаевич - заместитель председателя комитета по промышленности, связи и торговле Самарской Губернской Думы.
Выступление на заседании общественной комиссии по промышленной политике, развитию малого и среднего предпринимательства и связи при комитете по промышленности, связи и торговли при Самарской Губернской Думе

За 2015 год в Самарской области в отношении хозяйствующих субъектов проведено более 45 тысяч проверок, из них основная масса - около 30 тысяч - это внеплановые проверки. На долю региональных органов контроля пришлось почти 17,5 тысяч проверок (14,4 тысячи из них - внеплановые), на долю муниципальных органов - 2900 (из них внеплановых - 2,3 тысячи).
Удалось снизить количество проведенных в 2015 году контролирующими органами проверок на 6,5% (на три тысячи). При этом региональные органы контроля в истекшем году увеличили количество контрольных мероприятий по сравнению с 2014 годом примерно на полторы тысячи, а органы муниципального контроля - несколько снизили (примерно на 300). Увеличение количества проверок произошло за счет органа государственного жилищного надзора.
В отношении субъектов малого и среднего бизнеса региональными органами контроля (надзора) проведено 12,9 тысяч проверок, из них большинство - более 10 тысяч - являлись внеплановыми. Данные показатели соответствуют уровню прошлого года (12,3 тыс. проверок, 9,7 тыс. - внеплановые). Органами муниципального контроля в отношении указанных субъектов проведено около 1,9 тыс. проверок, из них внеплановых - 1,3 тысячи. По сравнению с предыдущим периодом количество контрольных мероприятий органов местного самоуправления снизилось более чем на тысячу, в т. ч. внеплановых - на 900.
Более 80% всех проверок региональных органов, в том числе и внеплановых, приходится на Государственную жилищную инспекцию Самарской области, которая провела в 2015 году более 13 тысяч проверок, практически все они внеплановые, проведенные на основании обращений граждан (8555), по контролю ранее выданных предписаний (4760). На долю Государственной инспекции строительного надзора Самарской области приходится около 10% проверок (1694), на министерство экономического развития, инвестиций и торговли - 4% (592), на департамент ветеринарии -3% (554), а доля остальных органов контроля не превышает 2% (376).
По органам муниципального контроля наибольшую активность проявили городские округа Самара, Сызрань, Тольятти, Новокуйбышевск, муниципальные районы Волжский и Сергиевский. По данным министерства экономического развития, инвестиций и торговли, на долю указанных муниципальных образований приходится половина общего количества проведенных органами муниципального контроля проверок в 2015 г.
По результатам проведенных мероприятий органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в 2015 году выдано субъектам предпринимательства 22299 предписаний (в 2014 году - 24510), в том числе: региональными органами - 5284 (6681), муниципальными органами - 1217 (614), привлечено к административной ответственности 15963 (15335) лиц, в том числе органами регионального контроля 1218 (1325), органами муниципального контроля - 82(24).
Указанные цифры свидетельствуют об относительно небольшой эффективности проведенных контрольно-надзорных мероприятий по сравнению с федеральными органами власти, что также подтверждается результатами надзорной деятельности органов прокуратуры.
В сводный план проведения плановых проверок на 2016 год включено на 43% (6858) проверок меньше, чем в прошлом году. На 2015 год запланировано более 15 тысяч плановых проверок. С 2016 года законом введен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Из проектов планов на 2016 год прокуратурой исключено более 909 проверок. В текущем году проводится работа по корректировке сводного плана путем исключения проверок по заявлениям субъектов малого предпринимательства.
Органами контроля были предприняты попытки включить в план проверки в отношении малого бизнеса, а также мероприятия, не относящиеся к их компетенции. Данные попытки были пресечены путем внесения представлений и отклонения предложений о включении подобных проверок в сводный план.
За 2015 год в органы прокуратуры Самарской области поступило 274 (181) заявления региональных органов и 10 (48) заявлений муниципальных органов контроля о согласовании проведения внеплановых выездных проверок. В согласовании более половины из них было отказано по причине отсутствия оснований для их проведения. Данная работа является эффективным средством избавления бизнеса от излишнего контроля, вызванного зачастую надуманными, а иногда и просто анонимными обращениями граждан.
Вместе с тем, не изжиты факты проведения органами регионального и муниципального контроля незаконных проверок без согласования с органом прокуратуры, без издания распоряжения и составления акта проверки, с нарушением установленных сроков.
Административные правонарушения, связанные с проведением проверок без вынесения распоряжения и без составления акта проверки были допущены в текущем году должностными лицами Государственной жилищной инспекции Самарской области, а также местных администраций. Допустившие незаконные действия должностные лица подвергнуты мерам административного воздействия по инициативе прокуроров.
Например, прокуратурой г. Тольятти возбуждены два дела по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ в отношении должностного лица государственной жилищной инспекции Самарской области, который при рассмотрении поступивших обращений граждан о нарушении управляющей компанией законодательства при управлении многоквартирным домом направил запросы о предоставлении информации в адрес руководителя юридического лица, проводил осмотры объектов, на которых осуществлялась предпринимательская деятельность.
Истребовав информацию у управляющей организации и проведя осмотр дома, инспектор фактически провел внеплановые проверки. При этом распоряжение о проведении проверки руководителем не выносилось, акт проверки не составлялся и в адрес юридического лица не направлялся.
Виновные должностное лицо привлечено Автозаводским районным судом г. Тольятти к установленной законом административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Аналогичным образом без распоряжения руководителя и без составления акта проверки осуществлены внеплановые проверки управляющих организаций муниципальным жилищным инспектором администрации г.о. Жигулевск, за что последний привлечен дважды к административной ответственности в виде штрафов.
Характерным для органов муниципального контроля сельских поселений является нарушение установленных планами сроков проведения проверок. Например, запланированная на сентябрь 2015 года проверка муниципального жилищного контроля сельского поселения Восточный Большечерниговского района проведена фактически в период со 2 по 27 ноября 2015 г. Аналогичные нарушения допущены жилищными инспекторами сельского поселения Глушицкий этого же муниципального района, начальником инспекции муниципального контроля администрации Ставропольского района. В результате по пяти возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ виновным должностным лицам судом вынесены предупреждения.
Кинельской межрайонной прокуратурой выявлен факт проведения специалистами муниципального земельного контроля внеплановой выездной проверки без предусмотренного законом согласования с прокуратурой.
К предусмотренной законом административной ответственности за организацию и проведение незаконных проверочных мероприятий привлечено в 2015 году 20 должностных лиц, из них 10- должностные лица региональных органов исполнительной власти и местных администраций.
Всего в 2015 году прокурорами выявлено 300 нарушений законодательства о государственном и муниципальном контроле в деятельности региональных и местных органов исполнительной власти (в том числе 205 - в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства), внесено в указанные органы 91 представление, 82 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 10 - к административной.
Нарушения в указанной сфере выявлены также в Государственной инспекции строительного надзора, в министерстве промышленности и технологий Самарской области, в Управлении государственной архивной службы Самарской области, в Министерстве образования Самарской области. В данные органы внесены представления, по результатам которых лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Проявление со стороны контролирующих органов излишней активности при проведении проверок предпринимателей сопровождается в то же время фактами не проведения запланированных проверок, бездействием при решении вопросов фактического устранения выявленных нарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Прокуроры принципиально реагировали на подобные факты, выявленные в деятельности органов муниципального жилищного контроля, а также в ряде региональных органах власти.
Так, управлением государственной архивной службы по выявленным в ходе контрольных мероприятий выносились предписания, исполнение которых не контролировалось, виновные лица к предусмотренной законом административной ответственности при наличии к тому оснований не привлекались.
Так, органами муниципального жилищного контроля сельского поселения Августовка Большечерниговского района не проведена запланированная на январь 2015 г. проверка обязательных требований, установленных жилищным законодательством, за что должностное лицо по представлению прокурора привлечено к дисциплинарной ответственности. Аналогичные факты выявлены в деятельности Администраций сельских поселений Восточный, Краснооктябрьский, Украинка, Глушицкий.
Должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Мерами прокурорского реагирования в истекшем году устранялись административные барьеры при предоставлении государственных и муниципальных услуг субъектам предпринимательства органами исполнительной власти. Должностные лица ряда региональных министерств и органов местного самоуправления городских округов Самара, Тольятти, Отрадный, Чапаевск по инициативе прокуратуры привлечены к дисциплинарной и административной ответственности за нарушения при предоставлении услуг, в том числе при выдаче разрешений. Заместитель мэра г. о. Тольятти заплатила штраф за нарушение сроков выдачи разрешений на строительство, должностные лица Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - за нарушения порядка выдачи АПЗ и предоставления информации из ИСОГД, Администрации г. Чапаевска - за нарушения сроков выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
В 2015 году прокуратурой области организованы регулярные целевые проверки соблюдения на территории Самарской области требований законодательства, регламентирующего вопросы участия субъектов малого предпринимательства в закупках, осуществляется мониторинг исполнения федерального законодательства, касающегося своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным предпринимателями государственным и муниципальным контрактам. За нарушения прав субъектов предпринимательства при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов должностные лица заказчиков привлечены к административной ответственности. Например, за нарушение статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактный управляющий департамента строительства г. Чапаевска по инициативе прокурора привлечена к административной ответственности по ч. 11 ст. 7. 30 КоАП РФ в виде штрафа 50 тысяч рублей. Меры реагирования по аналогичным фактам приняты прокурорами ряда других городов и районов области (Большечерниговский, Кинельский, Клявлинский, Хворостянский).
Результаты надзорной деятельности прокуратуры области по защите прав предпринимателей позитивно сказываются на состоянии законности в сфере государственного и муниципального контроля, оказания государственных и муниципальных услуг, развитии малого и среднего предпринимательства, инвестиционном климате региона.

Самарская губернская Дума, Закон и Порядок, Правительство Самарской Области, Коррупционная Составляющая, депутат Александр Дроботов, Бизнес и Торговля

Previous post Next post
Up