Метаморфозы «Неустрашимого»

Dec 10, 2015 20:39


Конструкторы Соединенного королевства приступили к проектированию боевых кораблей будущего



Перспективный боевой корабль Dreadnought 2050.

В начале сентября эта сенсационная новость облетела англоязычные издания, а также электронные СМИ. И, в общем, она заслуживала того, чтобы обратить на себя внимание. Речь идет о концепт-проекте боевого корабля будущего - Dreadnought 2050 (Т2050), презентацию которого устроила исследовательская группа Startpoint при поддержке Министерства обороны Великобритании. Появление такого корабля в составе Королевских ВМС предполагается, как нетрудно догадаться, к 2050 году.



Очевидно, разработчики проекта намеренно назвали свое детище Dreadnought («Неустрашимый»). Такое же имя носил линейный корабль, пополнивший Королевский флот в 1906 году. Его создание оказало огромное влияние на военное кораблестроение всех ведущих держав в начале XX века.

Линкор Dreadnought - шестой из семи британских кораблей, носивших такое название. Своим появлением он во многом обязан Цусимскому сражению. Британские военно-морские эксперты образовали специальную комиссию во главе с первым морским лордом Джоном Фишером и внимательнейшим образом изучили ход и результаты этого боя. Они пришли к заключению, что артиллерия среднего калибра (152-254-мм), особенно при централизованной наводке орудий, броненосцам не нужна. Фишер даже сформулировал категорический принцип: «The biggest big gun and the smallest small gun» («Крупнейшие из крупнокалиберных орудий и наименьшие из малокалиберных»). Последние калибром 75-130 мм тогда именовались «противоминными», то есть предназначались они для отражения атак вражеских миноносцев.



Авторам проекта линкора Dreadnought удалось в полной мере соблюсти принцип all-big-gun.

Новые корабли, по мнению Джона Фишера и его сподвижников, должны были также иметь усиленное бронирование, закрывающее весь борт, и надежную противоторпедную защиту. Британских новаторов совершенно не удовлетворяла скорость хода существующих броненосцев. Вот почему вместо поршневых паровых машин они предложили использовать турбинные энергетические установки.

Все эти идеи были воплощены в жизнь старым другом морского лорда - кораблестроителем Филипом Уоттсом. Шестой Dreadnought строился на удивление быстро. Его заложили на портсмутской верфи Portsmouth Dockyard 2 октября 1905 г., спустили на воду 10 февраля 1906 г. и ввели в строй 3 октября того же года, то есть на все ушло год и один день. Корабль полным водоизмещением 20730 т и длиной 160,74 м развивал 21-узловый ход, который позволяли достигать четыре турбины Парсонса, работавшие на четыре линии гребных валов. Борт по всей длине защищала броня толщиной 179-279 мм. За счет увеличения высоты надводного борта «Неустрашимый» обладал высокой мореходностью. А за счет увеличения высоты поперечных водонепроницаемых переборок над конструктивной ватерлинией и автономности всех отсеков, снабженных индивидуальными водоотливными устройствами, достигалась высокая живучесть корабля. Его вооружение соответствовало принципу «all-big-gun» («только большие пушки»). Линкор нес пять спаренных 305-мм орудий Mark X, четыре из которых могли стрелять на один борт, и двадцать семь 76-мм противоминных пушек.



Линкор Dreadnought в море.

Характеристики Dreadnought настолько превосходили тактико-технические элементы всех прочих больших броненосцев, что после появления «Неустрашимого» новые корабли, построенные по его образу и подобию, стали называть «дредноутами». Последними в их ряду стали британский Vanguard, выведенный из состава Королевских ВМС в 1960 г., и американский Iowa, списанный в 2012 году.

Сам Dreadnought морально устарел (так быстро развивался научно-технический прогресс в военном деле) еще до начала Первой мировой войны, хотя в ее ходе и был флагманом четвертой эскадры линкоров, базировавшихся на Скапа-Флоу. Ему не удалось поучаствовать в артиллерийских дуэлях с германскими дредноутами. И все-таки на счету шестого «Неустрашимого» есть настоящая боевая победа. 18 марта 1915 г. он таранил и пустил на дно немецкую подводную лодку U-29, которой командовал знаменитый Отто Веддиген, потопивший 22 сентября 1914 г. три английских крейсера Aboukir, Hogue и Cressy.



Концепт-проект фрегата XXII века 22CF.

Несмотря на этот «противолодочный» успех, субмарины, авианосцы, а также корабли, оснащенные ракетным оружием, после Второй мировой войны вытеснили дредноуты из морей и океанов. И вот настало время преемника. Но прежде, чем мы познакомимся с ним ближе, заметим, что у Dreadnought 2050 есть гораздо более близкий прототип.

Автор: Александр ВАНИН

Европейский Стандарт, Техногенные Катастрофы, Армия и Флот, Мировая Закулиса

Previous post Next post
Up