ОБЫКНОВЕННАЯ РУСОФОБИЯ

Jul 26, 2015 16:30

Русский смех - явление очень неоднозначное, это смех утробный, смех, когда сдерживаться нет сил, потому что сам смех в общем-то под негласным запретом. Не случайно слово «смех» так хорошо рифмуется со словом «грех». Аверинцев не зря писал, что «за этим стоит нечто более глубокое, более спонтанное и более национальное, чем какая бы то ни было аскетическая программа особого круга святых или святош». Такое отношение к смеху - часть национальной культуры. Именно поэтому в течение долгого времени в Российской Империи не было карикатур и вообще юмора.
Реформы Петра и приобщение к европейской культуре подарили нам светскую литературу и искусство, при Екатерине в России появляются первые газеты - одновременно с европейскими, но жанр карикатуры в течение долгого времени не развивался. Первая русская карикатура появляется в связи с наполеоновскими войнами, на XIX век приходится расцвет этого жанра. Однако цензуру никто не отменял, поэтому русские карикатуры XIX века не затрагивали членов царской семьи - в Сибирь не хотелось ни художникам, ни издателям.
Лишь в начале ХХ века, с развитием революционной публицистики, рассчитанной на широкий круг читателей (и зрителей!) появляется подпольная отечественная карикатура. Мы выбрали личности монархов, потому что именно их решения определяли политику страны, ее образ на мировой политической арене. В этом посте мы чаще рассматриваем зарубежные карикатуры - во-первых, потому что русских нет, а во-вторых - может быть и правда со стороны виднее? Сейчас официально одобряемым, а потому - модным, считается мнение о том, что Запад нас не любит, а потому - обижает и высмеивает. В каком-то смысле это правда, но правда, вытекающая из другой смеховой культуры. Впрочем, об этом гораздо лучше меня сказал Аверинцев, так что давайте просто посмотрим картинки и подумаем какие выводы можно сделать на полях.



Русская корона
Открытка 1905 г.

ЕКАТЕРИНА II
Русско-турецкие войны 1768-1774; 1787-1792.
"Императорский шаг" Екатерины II из России в Константинополь


1791. Британская карикатура на неудачное посредничество Австрии и Франции в переговорах между Екатериной и Турцией.


1791 Русская Медведица и её неукротимый наездник, атакующие Британский легион


Медведицу с головой Екатерины II оседлал князь Г. А. Потемкин с обнаженной саблей в руке; вдвоем они успешно противостоят группе британских политических деятелей во главе с премьер-министром Уильямом Питтом, королем Георгом III , лордом-канцлером Турлоу и, предположительно, герцогом Лидсом. Неукротимый Потемкин отсек все наконечники их копий, за исключением одного. Реплики английских господ более чем скабрезны. За спинами политиков находятся два епископа, один из которых шепчет невероятную молитву: From Russian Bears good Lord deliver me («Избави меня, Господи, от Русских Медведей …»)

1795. Царская забава


В левой части листа радостная Екатерина, сидящая на троне. Рядом с троном - Медведь , лежащий в позе сфинкса (видна только его оскаленная морда и вытянутые вперед лапы). Подошедший к трону Суворов (по всей видимости, это его первое появление в английских карикатурах) протягивает Екатерине головы польских женщин и детей со словами: «Итак, моя Царственная Госпожа, я в полной мере исполнил Ваше ласковое материнское поручение к заблудшему народу Польши, и принес Вам Сбор Десяти Тысяч Голов, заботливо отделенных от их заблудших тел на следующий день после Капитуляции ». Подмышкой у Суворова зажата сабля и Articles of Capitulation Warzaw (Акт о капитуляции Варшавы); окровавленные рукава его совершенно абсурдного расшитого золотом мундира засучены. За Суворовым трое его солдат, несущих корзины с головами несчастных полек. Над ними парит черт, который аплодирует Екатерине со словами: «Браво! Это превосходит даже сцену с отравлением». На самом правом краю листа - бюст Чарльза Фокса на пьедестале.

Итак, Екатерину не любили, как не любили бы любую другую женщину на троне, особенно сильную женщину, которая действительно управляла своей страной. Так карикатура «Императорский шаг» позднее легла в основу

. Возможно, автор этих строк пристрастен, но по мне так у России действительно императорский шаг, попортивший немало крови завистникам и политическим противникам. Большинство карикатур направлены на женственность Екатерины или ее отсутствие, позднее будет много карикатур в этом духе на феминисток и суфражисток. Конечно, не могла не обыгрываться тема любовников Екатерины. По-моему политических противников возмущало не столько то, что императрица России смеет проводить независимую политику и диктовать другим странам свои условия, сколько то, что она - женщина. Или, во всяком случае, это возмущало карикатуристов.

ПАВЕЛ I
Великодушный союзник


Английская карикатура "Великодушный союзник" (автор Дж. Гилрей) на Императора Павла I, выходом России из антифранцузской коалиции нарушившим - с точки зрения англичан и их союзников (Австрии, Турции, Королевства Обеих Сицилий) - свои союзнические обязательства.

Английская карикатура на Павла I


Павла, как мы видим, тоже не любили, но поскольку особенно отличиться он не успел, то не любили абстрактно. Если карикатуры на Екатерину полны конкретными указаниями на события политической жизни, то Павла просто изображают страшилищем. Увы, времени у него было немного.

АЛЕКСАНДР I
1807. Императорская закуска или Обед в Тильзите. Англия.


Наполеон: «Дорогой брат, что с вами, отчего вы не кушаете? Взгляните, какую сытную трапезу готовит наш другой возлюбленный кузен и брат из крошек, падающих со стола».
Александр: «И как же, черт подери, я могу кушать, брат, если вы подгребли все под себя?»

1807. Новогодний подарок Александру. Франция.


Александру, казалось бы, должно повезти намного больше, чем отцу, но ему выпала нелегкая участь прославиться. При нем была другая звезда, которой хватало не только времени, но и сил затмить собой весь горизонт Европы, в том числе и карикатурный. Это Наполеон. Увы, для императора Александра это обстоятельство стало фатальным: практически все карикатуры с ним посвящены войне с Наполеоном. Русских карикатур с царем практически нет, хотя казалось бы именно здесь можно было бы изобразить царя в самых приличных красках.

НИКОЛАЙ I
Кнут или кошелек. Карикатура французского художника Оноре Домье на антисемитскую политику Николая I


1847. Николай I изучает картикатуру на самого себя.


1850. Царь Николай I работает в своём кабинете. Топчет карту Франции, так сильно размахивая саблей, что теряет шапку. А из приоткрытой двери казак копьём уже прицеливается на Францию. (“Шаривари” (“Le Charivari”), 8 августа 1850 г.)


1854. Русский монарх поет красиво, но за спиной у него - крылья демона


На этой картинке Николай I изображён в костюме дьявола, поющего притворные молитвы. Обратите снимание на раздвоенное копыто вместо левой ноги императора.

1855. Карикатура на Николая I времен Крымской войны.


Русский Колосс


1856. На рисунке обыгрывается сцена искушения Христа: дьявол (Николай I) искушает греческого короля Отто I обещанием отдать Константинополь и возродить Византийскую империю, если Греция поддержит Россию. “Шаривари”, 26 апреля 1856 г.)


А вот Николаю I с сюжетами повезло: разнообразно. Во-первых, вечная тема евреев. У европейцев к тому времени евреев уже и награбили, и нагоняли всячески - все средневековье этим занимались - и наконец решили защитить законами, а в России только во вкус вошли. Ну как тут было не повозмущаться? Не свои же правители евреев гоняют - самое время развлечься! А вообще ярких личностей на небосклоне Европы стало поменьше и Николаю просто никто не мешал самовыражаться. И выражать его, разумеется. Так что и кровожадные замыслы, и дикие казаки, и противостояние всему цивилизованному миру, и даже искушения бесовские - все раскрыто.

АЛЕКСАНДР II
1855. Молодой царь вступает в наследство. (“Панч”, 17 марта 1855 г.)


1861. Свет в русской тьме


1863. Линкольн и Александр II представлены английской пропагандой, как два «экстремиста» - два кровожадных лидера, ведущих войны


1869. Цивилизация по-русски


Русский монарх-крестоносец. Карикатура времен русско-турецкой войны 1877-1878 гг.


Александру II пришлось начать с отцовских сапог, так что в карикатурах на него все время встречаются отсылки к папеньки - моанрх-крестоносец один чего стоит. Но обратите внимание: первая позитивная карикатура из тех, что нам удалось найти: свет во тьме. Таки отмену крепостного права иначе расценить невозможно. Зато телодвижения в сторону реакции - действительные или мнимые - это уже цивилизация по-русски. До прав и свобод человека и гражданина в Империи было далеко, несмотря на проект конституции. Впрочем, Александра II любили, даже крестоносцем вот нарекли. Так что он у нас герой даже для враждебных западных СМИ.

АЛЕКСАНДР III
1881. Александр III в рабочем антураже


1890. Карикатура на Александра III. из журнала Punch за 1890 г. В левом верхнем углу - напоминание о порке женщин в Сибири,
внизу - строки из письма Зотова, казненного после "якутской бойни" 1889 года.


Александр III представлен как типичный полицай: злобный и женщин порет, хорошо хоть не самолично. Период был действительно тюремно-замочный, но и внешней политикой Российская Империя в те времена занималась мало: войн не вела, а стало быть никому не мешала, потому и тем для карикатур оказалось немного.

НИКОЛАЙ II
1900. Россия и мир


1900. Царь-батюшка


Начало XX века. Николай II и развитие отечественной экономики


1901. Раздел Китая. Слева направо: королева Виктория (Великобритания), кайзер Вильгельм II (Германия), Николай II (Россия), Марианна (символ Франции) и император Мицухито (Япония); на заднем плане - китайский император.


1902 Николай II и Толстой


1904. Я - самодержец. Искра. Карикатура на поражение в русско-японской войне.


(1905?). Царь Николай II балансирует на натянутом канате между японскими винтовками и затонувшим русским кораблем


1905. Николай II, теперь кровавый, душитель революции


Первая мировая война. Николай II лично наводит порядок.


1915. Распутин и царская семья:


1918. Николай II, антимонархическая пропаганда большевиков


Николаю II повезло больше всех. Во-первых, в это время появляются и отечественные карикатуры (официальные и не очень), во вторых распространение средств массовой информации ведет к увеличению количества материалов, а в-третьих - Россия снова ведет активную политическую жизнь, так что начинает мешать. Россия, довлеющая над миром, нагло распространяющая свои щупальца в приличную и мирную Европу, Россия за разделом китайского пирога, Николай лично не пускающий в страну американскую коммерцию или выметающий поганой метлой германских захватчиков. Особенный интерес представляют японские карикатуры: их эстетика привлекает внимание, несмотря на комические сюжеты, они красивы настолько, что их хочется рассматривать вне юмористического контекста. Революционные карикатуры также специфичны. Рассчитанные на определенную целевую аудиторию (как правило на малограмотных работяг) они предельно конкретны и комический сюжет смещается в грубую физиологию. Для понимания этих карикатур едва ли требуется знание исторического контекста. Карикатур на Николая очень много, причем они касаются как внешней и внутренней политики, так и личной жизни монарха.

Обижает ли нас запад этими карикатурами? Вероятно, в той же степени, что обижал и своих соседей по Европе: мы видим на карикатурах одновременно русского и французского императора, русского императора и американского президента. У каждой страны есть свои интересы и есть общественное мнение. Если политика соседа не вписывается в общественное мнение - можно бряцать оружием или угрожать, а можно взять в качестве оружия смех. Удивительно, но это иногда работает.
В процессе поиска карикатур для этой работы нам удалось найти некоторое количество интересных ресурсов, которыми мы бы хотели поделиться с читателями. Это различные статьи и подборки карикатур, которые позволяют составить гораздо более полное представление о восприятии России и русских монархов в мире.

Европейский Стандарт, Российская Империя, Мировая Закулиса, Русское Самосознание

Previous post Next post
Up