КАНАТНЫЙ ПУТЬ ЧЕРЕЗ ВЕКА

Jun 17, 2015 06:45



Казенную канатную фабрику в Самаре начали эксплуатировать с 1902 года - такелажные нужды железной дороги, армии и речного флота реализовывались сертифицированной продукцией этого предприятия…

Располагалась фабрика и склад-полигон в районе нынешнего ТЦ «Космопорт» - значительная удаленность объекта от города обуславливалась большой пожаро-опасностью производства… льняной, хлопковый и пеньковый «очес» в свою очередь являлся сырьем для выработки взрывчатого вещества «пироксилин» - атмосферу отравляли бесчисленные зловонные ванны, где изделия пропитывались кипящим дёгтем…

Полигон СККФ подготавливал канаты к вводу в эксплуатацию и их доработку к сфере применения - вытяжка, заливка муфт, порезка, запрессовка втулок и фитингов, перемотка канатов на бухты и барабаны, упаковка готовой продукции… в ходе работ, относящихся к поднятию и перемещению грузов, канаты комплектовались различными грузозахватными приспособлениями - крюками, стропами, захватами и проушинами, позволяющими надежно фиксировать груз…

Надо помнить, что летом 1918 года «белочехи» вывезли со складов Казенной Канатной Фабрики весь госрезерв стратегической продукции - казаки-«дутовцы», под предлогом поиска оружия, завершили грабеж…

Допотопное канатное производство в Самаре прекратилось в 1933 году - тогда под Сызранью по мировым стандартам заработала фабрика такелажных изделий… к тому времени в СССР уже началось массовое собственное производство стальных крановых тросов - в годы Первых Пятилеток до 50% этой продукции импортировалось…

Территорию бывшей Канатной фабрики с обширным складом-полигоном передали под городской Топливный Склад - на месте всяких там «Ашанов» возвышались бесчисленные штабеля дров и угольные терриконы…

От станции «Линдовская» до «Канатных Складов» была проложена ЖД-ветка - в 1938 году силами Горисполкома возвели строения для хранения стройматериалов… перед самой Войной рельсы проложили аж до нового Киркомбината - паровоз-«кукушечка» над Государственной Магистралью «перелетал» по деревянному ЖД-мосту…


По Линдовской ЖД-ветке, рядышком с нынешней улицей Советской Армии (это на территории уже бывшего завода ЖБК и гаражей) работал Дерево-Обрабатывающий Завод, принадлежащий всероссийской Лесо-Пром-Кооперации - лесопилки и цеха выдавали Стране Советов пиломатериалы и щитовые конструкции…

Именно для железнодорожников, складских работников, кирпичников и деревообработчиков с 1939 по 1941 годы по нынешнему Канатному переулку был выстроен квартал щитовых двух-этажных домов с песочно-стружечной засыпкой - причем, 100% все стройматериалы были произведены из сэкономленного сырья во внерабочее время…

Волею судеб в пролетарском куйбышевском захолустье скопировали типовой французский проект - за архитектурную основу зданий была взята документация, вывезенная из присоединённых Западных Территорий…


Деревянные щиты, перекрытия, половые доски, лестничные марши и крышные и оконные конструкции были исключительно промышленного производства - наружные стены обшивали дранкой и штукатурили, прочие конструкции дополнительно с нагревом олифили и многослойно прокрашивали…

Поселок расположили на возвышенности, что исключило затопление подвальных помещений - в кирпичных фундаментах каждого дома располагалось собственная котельная с угольным парогрейным бойлером…

Городской Топливный Склад просуществовал до 1952 года - стройматериалы на «Канатке» хранили аж до начала XXI века… хорошо помню горы щебня и плиты ЖБК - дополнительно площадка использовалась в качестве полигона для вывоза снега с городских улиц…

Куйбышев-Самара, Самарские Хроники, История и Современность, Зодчество и Архитектура

Previous post Next post
Up