Главы семи муниципалитетов Южного Урала подписали учредительный договор о создании ассоциации координационного совета челябинской агломерации на форуме-выставке «Современный город - новое качество жизни» 4 сентября 2014 года. Эта структура объединит исполнительные и представительные органы власти городов и районов, вошедших в состав проекта.
В челябинскую агломерацию вошло два города - Челябинск и Копейск, а также пять районов - Красноармейский, Сосновский, Коркинский, Еманжелинский и Еткульский. Общая численность населения - 1,566 тыс. чел.
Проект челябинской агломерации впервые был презентован на федеральном уровне. На XIII общероссийском форуме «Cтратегическое планирование в регионах и городах России: обновление стратегий, обновление смыслов» в Санкт-Петербурге концепция нашей агломерации была названа одной из самых перспективных. Об этом в разговоре с корреспондентом
Chelyabinsk.ru сообщил глава Челябинска Станислав Мошаров.
Главной темой форума стали нововведения, продиктованные вступлением в силу федерального закона о стратегическом планировании, который устанавливает правовые основы государственного и муниципального управления, бюджетной политики, а также полномочия органов власти и порядок их взаимодействия с общественными организациями в сфере стратегического планирования.
«Нам удалось добиться того, чтобы муниципальный уровень был включен в единую систему общего стратегирования, - уточнил Станислав Мошаров. - Законом установлено, что разрабатываться будет как стратегия страны, так и каждого региона. Но сегодня мы живем в тех условиях, когда у муниципального уровня нет бюджета развития. Эти вещи мы обеспечиваем за счет тех средств, которые собирает город. Если закон будет работать, то у нас появится возможность закладывать в бюджет эти вопросы, а значит, мы сможем участвовать в различных государственных программах. Мы сможем сверять свой курс с курсом региона и всей страны».
Участники форума сравнили, как поставлен процесс развития муниципалитетов в разных регионах. Преимущества челябинской агломерации были представлены в докладе, с которым выступил Станислав Мошаров. «Наша презентация вызвала большой интерес, - отметил он. - Мы идем по дорожной карте, и могу сказать, что этот процесс в нашем городе движется с опережением других пилотных проектов. Структура, которая будет заниматься развитием агломерации, уже определена, осталось решить несколько оргвопросов».
По словам председателя постоянной комиссии Челябинской городской думы по экономике, муниципальному имуществу и городской инфраструктуре Александра Вышегородцева, вокруг агломерации появляются конкретные инвестиционные проекты. Пока в стадии переговоров и намерений, но предложений становится больше.
«Это тот инструмент, который даст нам преимущества в конкурентной борьбе с соседними регионами большого Урала, - полагает Александр Вышегородцев. - Мы понимаем, что агломерация позволит создать экономический мотор развития всей Челябинской области. Проблемы остаются, и никто не ждет, что будет легко. Например, многие до сих пор воспринимают агломерацию как поглощение и слияние. Но если сравнить этот процесс с металлургией, то уместнее будет использовать такой термин, как спекание. С данной точки зрения агломерация позволит создать принцип единообразия развития разных территорий».
С упразднением Министерства регионального развития РФ возникли вопросы о судьбе пилотных проектов агломераций, отбором которых как раз и занималось это ведомство. По мнению Станислава Мошарова, повода для беспокойства эта ситуация вызывать не должна.
«Опасений у нас нет, функции Минрегиона будут переданы в другое ведомство. Возможно, что этим вопросом займется Минэкономразвития, - предположил он. - На федеральном уровне этот тренд не будет забыт. Более того, многие эксперты на форуме высказывались за поддержку агломераций на федеральном уровне. Даже в законе о стратегическом планировании есть пункт, в котором говорится о том, что возможна разработка стратегий развития части территории, то есть агломераций. Поэтому важно, что мы еще раз обсудили перспективы этой работы с коллегами».
На публичных слушаниях по изменению Устава Челябинска, прошедших 30 октября, было предложено поручить одному из заместителей главы города функции межмуниципального взаимодействия. Необходимость в этом возникла в том числе и в связи с развитием проекта челябинской агломерации. Правки в Устав были утверждены на заседании гордумы 18 ноября 2014 года.
P.S. Обсуждаемый ныне МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ городским округом Самара в основном скопирован с Челябинских наработок - так, глядишь, и дальнейшие перспективы развития скатятся с Уральских гор в Волжские стремнины...