Автор Елена Вавина
Все предыдущие годы мы жили надеждами, подпитываемыми обещаниями властей о грядущем «золотом веке», когда коррупцию искоренят, дороги отремонтируют, а в 2018 году и вовсе придет чемпионат мира по футболу, а тогда-то уж заживем как никогда. И внезапно эти мечты разбились о грубую материю - курс рубля и стоимость нефти, которая до сих пор определяет уровень и состояние жизни в России. Суровые экономические условия подтачивают не только надежды на светлое будущее, но и реальные проекты, запланированные в регионе. О том, как экономический кризис отразится на строительстве дорог, стадионов и жилья,
«МК в Самаре» поговорил с депутатом Самарской губернской думы Алексеем Чигеневым.
«Государство должно поступить разумно»В Самарской области реализуется множество крупных, стратегических строительных проектов. Как на них скажется падение курса рубля и общее состояние экономики? Ведь дорожает не только гречка, но и строительные материалы, техника, технологии… Как это отразится на стоимости данных строительных проектов?
Расчетов, наверное, сейчас никто не сможет представить. Просто потому, что мы находимся в ситуации нестабильности. Если у нас каждый день меняется курс рубля по отношению к доллару и евро, можно предположить, что стоимость материалов и оборудования, которые используются в крупных проектах и изготавливаются за рубежом, будет расти. Соответственно, будут дорожать и строительные проекты. Но насколько, сейчас никто не может предугадать.
Мы видим, как сильно растут цены на автомобили, на строительную технику, которая изготовлена за границей. Это, во-первых, накладывает большие затраты на строительные организации по обслуживанию уже приобретенной техники из-за удорожания запчастей. Во-вторых, нужно новое оборудование, которое должно использоваться в этих проектах. И закупать его необходимо уже совершенно по другому курсу, чем это было заложено при формировании бюджета проекта.
Подобная ситуация уже была в Барнауле. Там объявили конкурс по строительству перинатального центра. Подвели итоги, определили победителя, с ним был заключен контракт. И тут начался скачок курса валют. Компания, которая выиграла этот конкурс, сейчас вместе с заказчиком находится в раздумье, как поступить. Потому что цена оборудования, переведенная в расчете на сегодняшний курс, с учетом дальнейшего роста уже превышает стоимость контракта. Получается, что компания не сможет исполнить его условия. Но не по собственной вине - из-за скачков курса. Возможно, проекты, которые включают импорт, будут пересматриваться в сторону повышения. Или от них откажутся в пользу отечественных аналогов.
И будет другая трудность, которую предстоит разрешать, - это продолжение уже начатых проектов, где используются импортные материалы, техника (проекты на несколько лет, стоимость которых определяется изначально - «МК»). И я надеюсь, что государство поступит в этом случае разумно. Это не вина исполнителей контрактов, что сложилась такая экономическая ситуация, происходит колебание курса валют и увеличивается стоимость выполняемых работ.
Наверное, это и Самарскую область затронет. Потому что у нас есть и объекты здравоохранения, где медицинское оборудование в большей степени заточено на импорт. Это и фармацевтика, где большинство качественных лекарственных препаратов - импортного производства. Это касается и строительных проектов, в том числе значимых, при подготовке к чемпионату мира. У нас здесь есть небольшой запас времени, который можно использовать. Но мы должны понимать, что импортные материалы и оборудование надо заменить на их российские аналоги.
Проспект Кирова притормозятЕсть конкретные проекты по Самарской области, по которым уже понятно, что их стоимость нужно корректировать или применять какие-то рычаги регулирования?
Мы на заседании думы уже вносили изменения в бюджет по онкологическому центру, где идет поставка оборудования. Из-за скачков курса необходимо выделять дополнительные средства на его закупку, поскольку мы не можем остановить этот процесс. Порядка 80-90% оборудования уже доставлено, и мы должны завершить начатое. Решение о выделении дополнительных средств - болезненное, оно ударяет по экономике, но его надо принимать и доводить до логического завершения, а также не начинать новые проекты, не рассчитав всех последствий.
У нас в прошлом году несколько раз пытались разыграть госконтракт на реконструкцию проспекта Кирова на 4,5 млрд рублей. Аукцион так и не провели, но, как ожидалось, его должны были перенести на 2015 год, и, наверное, в бюджет должны быть заложены средства ориентировочно по 2014 году. Или же бюджет этого проекта откорректирован по новому курсу?
Насколько я знаю, министерство транспорта решило повременить с реализацией в полном объеме данного проекта. Потому что с наполняемостью дорожного фонда тоже есть проблемы на сегодня. Необходимо решать первоочередные задачи, реализовывать стратегию министерства по подготовке всех объектов дорожной инфраструктуры к чемпионату мира. Поэтому было принято решение минимизировать проект реконструкции проспекта Кирова на ближайший период и перейти к его полной реализации в более поздние сроки. Может быть, после чемпионата мира. Как позволит ситуация.
Как будет минимизирован проект? Есть уже какие-то подробности?
За счет, может быть, приведения дорожного полотна в нормальное состояние, улучшения логистических способностей других улиц для того, чтобы автомобильные потоки могли перенаправиться. Я считаю, что это разумное решение, которое позволит высвободить дополнительные средства для реализации более острых задач, в том числе на реконструкцию Заводского шоссе и улицы XXII Партсъезда, которые необходимы для развития транспортной инфраструктуры Самары на ближайшее время.
«Спрос и предложение не будут поддаваться привычной логике»Центробанк поднял кредитную ставку. Подрядчики, которые реализуют строительные проекты, в том числе работают на заемные средства. Как это отразится на госпроектах?
Это очень негативно на них отразится. 44-й федеральный закон предписывает подрядчикам при выходе на аукционы и конкурсы вносить залог. В большинстве случаев это средства, взятые в кредит. Раньше ключевая ставка была 8-9%, хотя она тоже достаточно тяжелая, но восполнимая из рентабельности строительных работ. Сейчас ставка Центробанка составляет 17%, а коммерческие банки будут выдавать кредиты стоимостью на 2-3% выше. Плюс банковская гарантия на выполнение работ. И не всегда в госконтрактах предусмотрены авансы. Соответственно, компании придется вкладывать деньги, как правило, взятые в кредит. Для начала работ это очень негативно.
И такая ситуация может сложиться на любом рынке, в том числе и строительном. Я думаю, должен произойти стопор на жилищном рынке. Сейчас все остановятся, чтобы понять, кто в какой точке находится. И спрос, и предложение не будут поддаваться привычной логике, которая была до данного момента. И игроки станут выжидать определенных позиций. Я думаю, это будет достаточно длительный период топтания на месте.
В связи с подорожанием валюты и повышением кредитной ставки, наверное, упадет спрос на ипотеку. С другой стороны, люди стремятся сейчас вложить накопленные средства…
Вопрос не в том, что упадет спрос на ипотеку. Вопрос в том, как быть тем, кто взял ипотечный кредит. Ведь ситуация может обернуться самым негативным образом. Во-первых, покупательная способность населения резко падает. Во-вторых, ипотечные кредиты резко возрастут. Это повлечет за собой стагнацию строительного рынка в жилищном сегменте. Так что ничего позитивного на ближайшее время не предвидится.
Но не надо впадать в панику, не нужно делать резких шагов. Стоит посмотреть, как ситуация будет развиваться. Мы проходили высокие ставки, мы проходили период девальвации. Наверное, наступает период осмысления всей ситуации и экономики по всем позициям. Надо принять взвешенное решение по каждому сегменту экономики.
Сейчас в разных городах проходят народные волнения, в которых участвуют люди, взявшие валютную ипотеку. Они оказались в ситуации, когда ежемесячные платежи выросли в два раза. Сегодня рассматривается возможность как-то зафиксировать плату по валютной ипотеке. Как вы считаете, должно ли государство вмешаться в эту ситуацию и какие есть рычаги для ее разрешения?
Я вообще удивляюсь, когда люди берут ипотеку в иностранной валюте. Это непонятный путь. Хотели выиграть? В любом случае не хотели проиграть. Но их никто не заставлял брать кредит в валюте. А теперь ответственность за принятие собственных решений они перекладывают на государство и требуют от него помощи.
С другой стороны, никто не предполагал, что будут такие резкие скачки курса рубля. Люди надеются на стабильность, тем более что заявления о ней звучат от больших политиков. Если помочь тем, кто брал кредиты, проиграют банки - они понесут серьезные убытки. Но не вмешиваться и не защищать граждан государство не может, это социально значимая проблема. Люди могут оказаться за чертой бедности.
Это очень сложный вопрос, но его нужно решать. И, наверное, какой-то уровень платежей нужно зафиксировать. Надо думать, как человек в эту ситуацию попал, кто в этом виноват. Но допускать трагических ситуаций, конечно, не стоит. Нужно выработать среднее, взвешенное решение, которое поможет людям и не разорит банки. На каком-то моменте зафиксировать курс, по которому можно будет дальше выплачивать. Но не ставить человека в безвыходное положение, когда он брал по 35 рублей за доллар, а отдает по 100 рублей. Конечно, это непосильно.
Из-за скачка курса валют с некоторыми проектами придется на время попрощаться.
«Говорить о финансовом взаимодействии бизнеса и государства не приходится»Возвращаясь к региональным строительным проектам, многие из них подразумевают государственно-частное партнерство и софинансирование, участие бизнеса в инвестициях. Это, например, мост в районе Климовки. Как вы думаете, бизнес будет готов к тому, чтобы вкладывать деньги в подобные проекты?
Сейчас бизнес чем занимается? Скупает валюту. У кого это получается, тому повезло. У кого не хватило рублевой ликвидности для покупки валюты, тот в любом случае не будет участвовать в финансировании. Я не думаю, что в ближайшее время бизнес вернется к этим проектам. Мы встаем опять на начальный этап развития экономики. Надо полностью переосмыслить весь подход, и сейчас говорить с вчерашних позиций о финансовом взаимодействии бизнеса и государства, наверное, не приходится.
Какие еще проекты, помимо проспекта Кирова и, как я понимаю, Климовского моста, могут затормозиться и будут отодвинуты?
Я думаю, то, что прописано за счет федерального и областного бюджетов, особенно по линии дорожного строительства, наверное, не претерпит изменений. Здесь у нас в большей степени присутствуют материалы российского производства, и ценовая политика сильно не изменится. Инфляция, многие факторы будут влиять. А вот там, где предполагается государственно-частное партнерство, наверное, будет остановка до понимания ситуации, что делать в дальнейшем.
В эту категорию также попадает проект модернизации исторической части Самары. Принято решение сохранить речной порт на стрелке, а в прошлом году была разыграна целая череда господрядов, связанных с благоустройством, подведением инженерных сетей, берегоукреплением, которые концептуально были завязаны на том, что речной порт будут переносить. Что станет с проектами на стрелке? Будут ли они пересмотрены, потребует ли это дополнительных бюджетных вложений? И как это будет реализовано в сложившейся экономической ситуации?
Необходимо сделать переоценку тех подходов, которые применялись ранее. По одной простой причине - экономическая ситуация изменилась. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы это понять. Сейчас невозможно сказать: давайте все, что задумано, реализуем. Наверное, это не реально. Мы видим, что бюджет достаточно тяжело сформирован. Даже на уровне правительства сказано, что будет сокращение расходов. Это заявлено с высоких трибун. За исключением социальных обязательств. Инвестиционные составляющие будут снижены, все проекты - пересмотрены. И удивляться этому не стоит.