Вместе с бесчисленными патриотами Суверенной России нахожусь в гражданских чувствах «глубокого удовлетворения» и «всепоглащающего восторга» от разгромной победы мэра-губернатора Санкт-Петербурга - инновационеркой В.И. Матвиенко вдрызг разбиты «собачьи головы» врагов Вертикали Власти!..Собственно технология низкоявочных «выборов» проста, как хозяйственное мыло - бюджетозависимых граждан административно напрягли до «беспредела»: пригнали и мотивировали синекурными зарплатами-должностями, пенсиями, пособиями и т.д. и т.п…
* * *Если со счастливой Валентиной Ивановной все понятно, то с ее «электоратом» ПРОБЛЕМЫ - почитание Власти уживается в русской душе с философским пренебрежением ею, насмешливостью над возгордившимся своим рангом… народ создал целое художественное действо - «царевы игры», где каждый мог назвать себя царем и требовать соответствующих почестей… и кто же, ко всеобщему удовольствию, спешил воспользоваться возможностью? - конечно же, городские дурачки…
Православные люди всячески стремились уклониться от любой должности, которая повышала их ранг и обеспечивала почтительное отношение окружающих - охотно лезли наверх самые пустые, лишенные внутреннего достоинства люди… русские крестьяне понимали: власть - зло, необходимое, но от этого не меньшее…
Дефиниция Блеза Паскаля: «…ничего истинно справедливого все равно не придумать!»… вершинное достижение европейского сознания - в России такая истина открыта простому мужику!..
Федор Михайлович Достоевский сообщает в «Дневнике писателя», что крестьяне, выбранные присяжными в суде, поначалу выносили одни оправдательные приговоры - мучились угрызениями совести, отказывались пользоваться возложенной на них Властью…
Oт власти стремились уклониться, иной раз откупиться - ее, болезную, охотно возлагали на людей чужих… легенда о призвании варягов показательна как религиозный феномен - да разве дело только в Рюрике и Труворе?.. легендарный псковский князь Довмонт, немцы по крови на Императорском троне?..
Волнения на Руси начинались, когда Властитель отказывался принимать Православную Веру - по вековечному опыту русские люди опасались, что иноверный царь перекрестит народ!.. ТОЛЬКО ЭТОГО! - во всех иных случаях пусть играет скипетром!.. это мог быть подросток - как избранный народом Михаил, или блаженный - как любимец народа царь Феодор Иоаннович… а еще лучше иностранец - ЕГО НЕ ЖАЛКО!
Ибо принявший на себя зло - жертва… ОНА, согласно Ветхозаветным представлениям, искупление наших грехов, залог нашего Спасения - жертве поклоняются, ее жалеют и ублажают…
«К числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли, принадлежали любовь к свободе и высшее выражение ее - свобода духа»,- читаем в работе «Характер русского народа» величайшего мыслителя современности Николай Лосского…
«Русскому и вообще славянам свойственно стремление к свободе; не только свободе от ига иностранного народа, но и к свободе от оков всего преходящего и бренного… среди европейцев бедный никогда не смотрит на богатого без зависти, среди русских богатый часто смотрит на бедного со стыдом. В русском живо чувство, что собственность владеет нами, а не мы ею, что владение означает принадлежность чему-то, что в богатстве задыхается духовная свобода.
Примитивные натуры стремятся к свободе произвола, людям совести и ответственности знакомо добровольное самоограничение - во имя Высшей Свободы. Не уразумев этого, не понять истории России… искание абсолютного добра и связанное с ним служение высшему началу побуждает целые слои русского народа подчинить свою свободу государству, как необходимому условию обуздания зла»...
Итак, не рабство, но жертвенность во имя свободы!..
«Король Лир» - пожалуй, самая пронзительная и трогательная из трагедий Шекспира - вчерашний Властитель предстает живым воплощением страдания… в России никто не увидел ничего особенного в том, что вчерашний победитель Наполеона сменил мантию на мужицкий армячок и принялся мерить версты - в зной, в дождь, в холод.. Россия не Англия, за год не пройти!..
Уходили не только странствовать - уходили в себя!.. это тоже особая грань в отношениях русского человека и государства - во времена, когда каждый шаг регламентировался властью, люди отправлялись в путь к головокружительным вершинам духа!..
В самом деле: в чем всевластие государства? Во власти над жизнью и свободой граждан?..
«Слышите, цари и князи, и разумейте, яко от Бога дана бысть держава вам, яко слуги Божий есте... Убойтесь серпа небесного и не давайте воля зло творящим человеком»,- безжалостно поучал властителей «идеолог московского самодержавия» Иосиф Волоцкий...
* * *Почтение, подчас раболепное, к сану сочетается в России с затаенной насмешкой над его носителем - тут особенно сложное,
«артистически-удивительное» отношение Русского человека к Власти, наглядное взаимодействие «бездн»… в былине «Бунт Ильи Муромца против Владимира» - поразительное сочетание поклонов, этикетных фраз и едкой насмешки:
Как ты, Владимир-князь стольне-киевский!
Как у тебя слуги есть потребители,
Нисколько не стоят да за Киев-град,
Как все у тя были да изменщики!..