Февральская революция…
События февраля 1917 года застали Романа Павловича Викторова на фронтовых испытаниях бронированного супер-локомотива - интересный факт, инновационный бронепоезд в Белой Гвардии именовался «Единая Россия»!..
Митинговые страсти и выборность командиров докатилась до железно-дорожных частей - Фронтовой Комитет выдвинул инженер-капитана делегатом на Всероссийский съезд железнодорожников, запланированный по началу в Петрограде…
До форума оставался почти месяц и Роман Павлович решил посвятить случайный отпуск семейным делам - в полной форме, при орденах и маузере, нежданно-негаданно заявился в родной дом… при мне бабушки-прабабушки вспоминали этот день многократно - особенно потешались обмороку домработницы Зинаиды… уже через много лет после ее смерти в сундучке обнаружили парадную фотокарточку инженер-капитана - тайная любовь, однако…
Хитромудрый тесть Василий Павлович задумал использовать мандат фронтовика для демонстрации своей лояльности Новым Властям - зятя, насильственно переодетого в гражданскую железно-дорожного форму, он повел в Городской Совет на предмет подтверждения полномочий… первым, с кем столкнулись просители оказался вернувшийся из ссылки Александр Буянов - с ним молодой Роман стажировался в одной путейской бригаде…
Итогом этой случайной встречи стало наделение Р.П.Викторова дополнительным мандатом от Узлового ЖД-Совета - кроме того, на Всероссийский съезд железнодорожников он был включен и в Самарскую делегацию… общественным помощником к
бывшему полит-ссыльному Александру Буянову пристроился и бывший жандармский штаб-ротмистр - правда фамилию и биографию мой прадед Василий Павлович своевременно «подкорректировал»…
1-й Всероссийский учредительный съезд железнодорожников, состоялся в Москве с 15 июля по 25 августа (по новому стилю с 28 июля по 7 сентября) 1917 года - на нем был создан
Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза (ВИКЖЕЛЬ)…
Романа Павловича поразили малое число железно-дорожников и высокая политизированность Форума - в ИСПОЛКОМ ВИКЖЕЛЬ входило 14 эсеров (из них 9 левых), 6 меньшевиков, 3 большевика, 6 членов других партий и 11 беспартийных членов…
Инженер-капитан Викторов наделялся полномочиями Комиссара ВИКЖЕЛЬ по Самарскому ЖД-Узлу - правда, никаких ресурсов ему не представлялось, за исключением много-печатного Мандата… к счастью, это назначение давало ему право уйти в отставку с военной службы - исследовательские работы практически были свернуты, а коллег буквально «распихали» по воинским частям…
На Самаро-Златоустовской ЖД «комиссар» трудоустроился на должность Начальника ремонтно-осмотровой части Локомотивного депо - события в России развивались стремительно, даже захолустную Самару захлестнули митинговые баталии…
Роман Павлович, помимо производственных дел, ежедневно и многократно выступал перед железно-дорожниками - тезисы к докладам ВИКЖЕЛевца формировал много-опытный тесть, он же прописывал «ситуацию момента» и для профсоюзного босса Александра Буянова…
Позиция ВИКЖЕЛЬ летом-осенью 1917 года была двурушнической - базовым оставался лозунг «Война до победного конца», но имел место быть и «Мир без аннексий и контрибуций»… в конце лета появились слухи о финансировании верхушки профсоюза Антантой - представители Союзников и Временного Правительства с руководителями ВИКЖЕЛЬ посетили заложенные в счет царских долгов железнодорожные объекты, подтвердив преемственность финансовых обязательств Демократической России…
В августе 1917 года Временное Правительство выплатило антантовским кредиторам чудовищный транш в счет уплаты Царских долгов и процентов по ним - в России началась галопирующая инфляция… в сентябре произошел резкий скачек цен на уголь, дрова и промышленные товары, в полтора-два раза повысились железно-дорожные тарифы - вот только зарплата машинистов, путейцев и слесарей осталась без изменений…
Комиссару ВИКЖЕЛЬ посыпались бесчисленные жалобы - мизерные прибавки зарплаты из Центра сжирались чудовищным ростом цен на продовольствие… поездные бригады лишились спецпитания - при движении составов участились случаи отравления и даже голодных обмороков…
Председатель Губернского совета профсоюзов Александр Арсеньевич Буянов в эти тревожные дни буквально иссох - сказались годы Каторги, бесконечные разъезды и бессонница… сыграл злую шутку книжный революционный фанатизм - реальные требования рабочих воспринимались им как саботаж и шкурничество… Роман Павлович вспоминал, как на кинельском ЖД-Узле дело дошло до рукоприкладства - проф-босса едва удалось вырвать из лап какой-то припадочной бабищи…
Практически каждый день заседал Совет рабочих депутатов Самары под председательством Валериана Куйбышева - по результатам встреч с железнодорожниками Р.П.Викторов делал сообщения и запросы… перед Октябрьскими Событиями заседания частенько вел Алексей Галактионов - Валериан Владимирович готовился к выборам в Учредительное собрание…
Петроградские события октября 1917 года всколыхнули всю Россию - уже в 2 часа дня 25 октября (ст. стиль) на заседании исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов В.В.Куйбышев зачитал телеграммы о событиях в Петрограде и предложил провести ряд действий по организации немедленного перехода всей власти в губернии к Советам (8)… на следующий день, 26 октября, сначала в помещении кинотеатра «Триумф», а затем в помещении театра-цирка «Олимп» состоялось многолюдное объединенное заседание Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов - Куйбышев повторно зачитал собравшимся телеграммы из Петрограда и огласил новые сведения о событиях в столице… подавляющим большинством голосов собравшиеся приняли резолюцию о переходе власти к Советам - был избран революционный комитет, в состав которого вошел и Куйбышев… первое заседание революционного комитета Самары и Самарской губернии прошло уже в 5 часов утра 27 октября 1917 года - В.В.Куйбышев возглавил этот орган власти...
Комиссар Викторов оказался между двух огней - с одной стороны большевицкие товарищи по Губсовпроф, с другой грозный эсэровско-меньшевистский ВИКЖЕЛЬ…
Позиция ЖД-Центра еще в октябре-ноябре 1917 г. стала неоднозначной: ВИКЖЕЛЬ пригрозил всеобщей железнодорожной забастовкой, когда появились слухи о движении войск с Юго-Западного фронта на Петроград с целью подавления большевиков - при этом ВИКЖЕЛЬ не препятствовал передвижению по железным дорогам большевистских частей…
Однако, вскоре наметились первые выступления против Новой Власти - 27 октября (9 ноября) 1917 ВИКЖЕЛЬ, объявив себя нейтральной организацией, потребовал «прекращения гражданской войны и создания однородного социалистического правительства от большевиков до народных социалистов включительно»… 20 ноября (3 декабря) 1917 ВИКЖЕЛЬ принял резолюцию, в которой признавал Советскую власть - при том условии что ему будут переданы функции управления железнодорожным хозяйством…
Деляческая позиция, занятая ВИКЖЕЛЬ в октябрьские дни, вызвала недовольство многих рядовых членов профсоюза - 12 (25) декабря 1917 в Петрограде открылся Чрезвычайный Всероссийский съезд железнодорожных рабочих и мастеровых, созванный по инициативе профсоюзов железнодорожников петроградского, московского и самарского узлов… съезд выразил недоверие ВИКЖЕЛЬ и на общежелезнодорожный съезд избрал 78 делегатов, стоявших на позиции поддержки Советского правительства - в числе них был и Роман Павлович Викторов…
С 5 (18) января 1918 по 30 января (12 февраля) 1918 в Петрограде прошел Чрезвычайный Всероссийский железнодорожный съезд - ВИКЖЕЛЬ был упразднен, и функции его перешли к избранному на съезде ВИКЖЕДОР... беспартийный Роман Павлович официально сложил комиссарские полномочия «в связи с переходом на хозяйственную работу» - отмечу интереснейший момент, свой военно-академический Диплом дед обменял на инженерный Диплом общегосударственного типа…