Отзываться уничижительно о русском народе ныне считается хорошим тоном. На этот счет накопилось столько тенденциозных мнений, что вполне актуальна апология национального характера государствообразующего народа России. В каждом народе есть свои маргиналы и люмпены, но свойства денационализированных и деклассированных элементов интернациональны. Пороки схожи, добродетель индивидуальна. Своеобразие характера народа - это, прежде всего, его достоинства.
Создавался, объединялся и идентифицировался русский народ на основе единой веры - православия, единого языка: и культуры, единого государства. Более всего о характере народа свидетельствует его история, по поводу которой следует повторить очевидные факты, вовсе не очевидные для предвзятого общественного мнения. Русский народ выжил в суровых природных и геополитических условиях, освоил при этом наибольшие в истории пространства, сформировал самое большое в мире государство, не уничтожил и не поработил ни одного народа, создал великую культуру. Очевидно, что такой народ обладает уникальными качествами.
Не только за счет приобретений, но и потерь, усугубления некоторых трудностей характера. Слабости и болезненные качества компенсировались жизненным укладом: русский образ жизни является продолжением русского характера и наоборот. Но когда рушились традиции и связи с глубин
ными национальными ориентирами, русский человек деградировал. Потеря смысла жизни страшнее для русского человека любых испытаний. Генетически русский человек склонен к индивидуализму и замкнутости. Но православное воспитание привило народу соборное жизнеощущение и ценностную мотивацию долга в отличие от рациональной мотивации пользы, доминирующей на Западе. В нашем обществе поведение людей оценивается более не по результату, а соответствием принятым нормам, действия - не пользой, а «правильностью». Поэтому соборные мотивы действий ради «земли», «мира» или «во имя общего дела» всегда оказывались преобладающими.
Вопреки расхожим мнениям о русском варварстве и жестокости русская история добродетельнее европейской, а общественная мораль - взыскательнее. На Руси невозможны индульгенции, инквизиция, скальпы, в православной жизни нельзя представить разврата, какой царил в католической Европе и в Ватикане, невозможно обнаружить такого падения нравов, какое было распространено в европейских городах эпохи гуманизма, либо массовой кровавой бойни, как в Варфоломеевскую ночь во Франции, при Столетней войне в Германии, при сжигании ведьм по всей Европе. При этом русские летописи нелицеприятно называют зло - злом, европейцы же - при всех злодеяниях у себя и при истреблении аборигенов на всех материках - считали себя самыми цивилизованными в мире. Присоединяя огромные территории и множество народов, русские проявляли невиданную для Европы национальную и религиозную терпимость, воспринимали и ассимилировали многие культуры. Вместе с тем народ неизменно переваривал чужеродные архетипы, насаждаемые правящим слоем, глухо сопротивляясь им, приспосабливаясь, но сохраняя собственную духовную конституцию.